Человек дня: Константин Тон
6 ноября 1794 года родился архитектор Константин Тон.Личное дело
Константин Андреевич Тон (1794 – 1881) родился в Санкт-Петербурге в немецкой семье. Отец его владел ювелирной мастерской. Константин был средним из трех братьев. Мальчики учились в немецкой школе Петришуле. В 1804 году Константин поступил в Академию художеств, а с 1808 года под руководством Андрея Воронихина стал получать там специальность архитектора.
За годы обучения он подготовил несколько проектов: «великолепное и обширное здание среди сада, удобное для помещения в нем всяких редкостей» (1811), «план для общественного увеселения жителей столичного города» (1812), Инвалидный дом (1812), монастырь (1813), проект «здания Сената в том месте, где он находится» (1815). Получив за последнюю из этих работ золотую медаль, по окончании академии был оставлен при ней «на правах и обязанностях учеников для продолжения образования». В том же году начал работу в Комитете для строений и гидравлических работ Петербурга.
В 1819 году Константин Тон был отправлен в поездку за границу для углубления архитектурного образования. Он посетил Берлин, Дрезден, Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Сиену, Неаполь, Болонью, Равенну, Милан, Геную и Павию. Большую же часть времени он жил в Риме, изучая античные памятники.
По возвращении на родину в 1828 году Тон за проект реставрации дворца цезарей был зачислен на работу в кабинет его величества. Первой его работой стала перестройка в здании Академии художеств. Старый конференц-зал Академии надо было переделать в галерею для размещения гипсовых слепков, а заодно устроить новый конференц-зал. В 1830 году Константин Тон получил звание академика Академии художеств и профессора архитектуры.
Вскоре Тон строит новую церковь святой Екатерины в Петербурге взамен обветшавшего здания, а также храм святого Митрофана в Воронеже. В эти же годы он готовит проект храма Христа Спасителя, который должен быть построен в Москве в память о войне 1812 года. Николай I одобрил проект Тона 10 апреля 1832 года, с тех пор возведение храма Христа Спасителя стало главным делом архитектора.
Но выполняет Тон и другие работы. В том же 1832 году он одержал победу на конкурсе проектов памятника Гавриилу Державину в Казани (статую и барельефы памятника выполнил скульптор Самуил Гальберг). Создал проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе, апостолов Петра и Павла в Петергофе, церкви Введения Богородицы в Петербурге, церкви русского посольства в Тебризе, собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Петербурге и сельской церкви в имении Сенявиных.
С 1837 года Константин Тон по приказу Николая I работает над Большим Кремлевским дворцом. Попутно он продолжал проектировать церкви в Петербурге (в том числе ряд полковых церквей), Москве, Царском Селе, Ельце, Красноярске, Костроме. 17 марта 1844 года архитектору было пожаловано наследственное дворянство «во внимание к отличным дарованиям и заслугам его». В 1838 году был издан альбом чертежей Тона, содержавший планы, фасады и разрезы храма Христа Спасителя и других церквей, построенных по его проектам, а в 1844 году появилось дополнение к альбому с планами деревянных церквей. Активная работа не мешала Константину Тону в течение более двадцати лет преподавать в архитектурном классе Академии художеств. С 1854 года он занимал пост ректора академии. Значительными работами Тона также стали вокзалы и путевые здания Николаевской железной дороги.
Умер Константин Тон 25 января (6 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге.
Чем знаменит
Константин Тон. 1870-е
Константин Тон, первые работы которого были выполнены в стиле классицизма, разработал новый архитектурный стиль, ставший известным под названием «русско-византийский». Николай I одобрил выбранный архитектором стиль, в результате работы Тона оказали огромное влияние на русскую архитектуру второй половины XIX века, став чем-то вроде официального канона. Закреплено это влияние было после издания альбомов с типовыми чертежами.
Самая знаменитая постройка Константина Тона – московский храм Христа Спасителя. Прототипом величественного здания высотой 102 метра, стал Успенский собор Московского Кремля. Храм имел византийскую крестово-купольную структуру, в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Центральный шлемовидный купол покоился на четырех столпах, а по углам возвышали четыре звонницы увенчанные такими же куполами меньшего размера. Закончилось строительства храма в 1883 году, спустя два года после смерти Константина Тона. 5 декабря 1931 года храм был взорван. Заново построен в 1994 – 1997 годах.
О чем надо знать
Другим масштабным проектом Тона стал Большой Кремлевский дворец. Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлевскую набережную. В его здании классицистическая композиция была органично связана с окружающими старинным постройками. Архитектор добился этого, использовав целый ряд «древнерусских» деталей: окна с двойными арками и «гирькой» посередине, декоративные наличники и кокошники. Переходы соединили новый дворец с Грановитой палатой, Теремным дворцом, Золотой царицыной палата и дворцовыми церквями XIV – XVII веков. Пять парадных залов дворца были названы по орденам Российской империи: Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов. Строительство было закончено в 1849 году. В 1851 году Константином Тоном была построена Оружейная палата.
Прямая речь
«Творческое наследие Константина Тона противоречиво, но очень характерно для своего времени – пограничного между двумя большими архитектурными эпохами – классицизмом и эклектикой. Но нет сомнения в том, что пристани со сфинксами на Неве, Большому Кремлевскому дворцу и вокзалам Николаевской железной дороги суждена если не вечная, то длинная жизнь».
В. Г. Лисовский «Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века»
«Вырабатывая этот стиль, Тон пытался не только вернуться к общим формам и деталям старинных национально-русских построек, в особенности храмов, но и сообщить им большую правильность, гармоничность и соответствие с новейшими потребностями и художественными принципами. Для этого требовалось, кроме врожденного дарования, проникнутость чисто русским духом, горячая любовь к отечественной старине и близкое знакомство с ее памятниками. Немец по происхождению, развившийся под эклектическою ферулою Санкт-Петербургской академии и в чужих краях, Тон, при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу – восстановить в но ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||