Одно расстройство
Издательство «Альпина Паблишер» представляет книгу Алины Белят «Одно расстройство. Как жить с ментальными особенностями».«Одно расстройство» — не справочник по психическим расстройствам, а коллекция откровенных рассказов людей о том, что с ними происходит, как они с этим справляются, как общаются с близкими, работают, мечтают и ведут полноценную жизнь, несмотря на болезнь. Алина Белят, автор подкаста «Одно расстройство», собирала эти истории два года, чтобы дестигматизировать тему психических расстройств и показать, что человек — это не только его диагноз. Истории сопровождаются профессиональными комментариями психиатра Андрея Павличенко, который рассказывает о симптомах упомянутых болезней, методах их лечения и копингах — стратегиях, которые помогают людям с расстройствами жить достойно.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Полина. Заполярье, несуществующие миллионы и Лёша, который всегда с ней
Полине 23 года, у нее биполярное расстройство и булимия. Биполярное расстройство впервые проявило себя в тот момент, когда Полина работала на Ямале, в полярную ночь. Хотя она сама догадалась о том, что с ней происходит, дальнейшее лечение осложнялось страхом пить таблетки и ложиться в больницу. Муж Полины Лёша неоднократно спасал ее от смерти — и продолжает это делать сегодня, когда у Полины уже есть лечащий врач, диагноз и план лечения.
Полина была первой, с кем я поговорила. До сих пор считаю, что это была моя невероятная удача и без этого разговора, возможно, не было бы проекта. Полина сразу откликнулась на предложение о записи и быстро приехала в студию. У нее были длинные светлые волосы, голубые глаза, тонкие черты лица. Она оказалась энергичной, веселой и искренней. Мы долго разговаривали, а потом в студию приехал ее муж, очень немногословный и серьезный. В этом их контрасте была какая-то особая трогательность.
Прошел всего месяц с тех пор, как я вышла замуж, и я сказала своей семье, что собираюсь уехать на Ямал. Они говорят: «Да хорош, не смеши ты нас…» — но я все равно улетела. Мы строили завод «Ямал СПГ» по сжижению природного газа на побережье Карского моря.
И все шутили, что у нас море, поэтому это resort & spa, несмотря на –38 °C. Я туда приехала в состоянии депрессии, тогда стояла полярная ночь. Мне казалось, что мое эмоциональное состояние перекликается с тем, что происходит на Ямале. А там не происходит ничего — просто пустыня такая снежная.
Когда же наступил полярный день, я находилась уже в конкретной мании. Началась она с того, что я решила, что я очень красивая, достала из чемодана юбку, которую возила к тому времени уже три вахты[1>, и стала всем предлагать куда-нибудь поехать. Я вообще не понимала, что делаю. Я всё думала, как же буду общаться с молодыми людьми открыто, если я замужем? И решила, что не все об этом знают, только единицы. Поэтому, когда меня спрашивали: «А ты замужем?» — я отвечала: «Только никому не говори, на самом деле я ношу это кольцо для прикрытия, чтобы ко мне никто не приставал».
В этом состоянии мне стало казаться, что у меня на вкладе не сколько-то там сотен тысяч рублей, а миллионы. Я начала смотреть квартиры на Пресне, на Тверской… Сидела и думала, какой район удобнее — Маяковка или где-нибудь на Патриарших?
Я нашла там обалденный ЖК, до сих пор на него смотрю. Квартира стоила 10 миллионов, и я начала убеждать всю семью, что мы можем себе это позволить. И убедила! Я убедила мужа, маму и бабушку, а папе мы не говорили. Все согласились, и мы сходили в офис продаж. Потом я прочитала, что люди в маниакальных состояниях действительно могут быть очень убедительными, потому что они очень заряженные. Единственный человек, кого я не убедила и кто нас загасил, — это отец моего мужа. Он меня не видел вживую, и мой гипноз до него не долетел. Он сказал: «Вы что, дураки, что ли? Откуда у вас деньги, где вы их возьмете?»
Мне казалось, что я знаменитая. Мне тогда нравилась Настя Ивлеева, я считала, что она клевая, так здорово всего добилась, выбралась… Накануне мании я смотрела ее влоги, они меня веселили, и в какой-то момент мне начало казаться, что меня узнают. Вот я приезжаю на вахту, иду и понимаю, что меня все знают. И смотрят на меня, потому что я знаменитая. И вот у меня 700 подписчиков в «Инстаграме», но мне казалось, что у меня там куча, прямо вот куча людей. И я делала такие посты — потом я их поудаляла — как будто пишет селебрити какая-то. Не могу объяснить, но они были написаны так, как будто я обращалась к миллионам людей, как будто я Настя Ивлеева.
Тот момент, когда я почувствовала себя знаменитостью, был переходным в депрессию. И постепенно я стала спрашивать себя, откуда у меня взялись такие мысли, начала думать, что вообще-то я неудачница, что я не Настя Ивлеева, я — Полина, просто Полина, и всё. Когда человек не знает, что с ним происходит, он начинает искать причину в окружающих. И я решила, что, наверное, вся проблема в Лёше, моем муже, который уделяет мне мало внимания. И что у меня вообще плохая жизнь и я недолюбленная. Я искала причины, наверное, достигла какого-то пика и докатилась до попытки самоубийства. Я не помню, как писала эти слова, но они сохранились на телефоне: «Я кусок дерьма, унылого говна. Дерьмовый человек. Со мной невозможно жить, ужиться… Со мной тяжело дружить, тяжело меня любить, да и по сути не за что. Зачем я вообще нужна миру, людям… ненужный отросток серости, депрессии и печали. Я не знаю, что со мной, почему так, я не хочу ничего, я четко понимаю, что нахожусь там, где мне быть невыносимо. Я испытываю раздражение на людей вокруг, порой беспочвенное. Я хочу быть где-то еще, с кем-то еще, кем-то еще. Я хочу быть собой, воскресить себя, воскресить свою счастливую душу. Мне очень много кажется, но что с этим делать…» Я поставила многоточие и поехала с работы в кэмп. Пошла в ванную и начала искать маникюрные ножницы. Взяла их в руки, но тут прозвучала сирена на всё здание. А нас, как только мы приезжаем на Север, первым делом учат, что при любом звуке сирены нужно покидать здание. На Ямале всё сделано из контейнеров, которые сгорают за две минуты, поэтому действительно нужно бежать.
Не знаю, верить ли в какие-то потусторонние штуки или в то, что наш мозг пытается дать нам какие-то подсказки, но у меня в голове крутилась фраза: «биполярное, ты биполярная». Я никогда не слышала про такие диагнозы. Я просто забила «биполярная» в поиске «Яндекса», он мне выдал «биполярное расстройство», и я прочитала, что это такое. Моя жизнь перевернулась. Это была настоящая революция в моей голове. Я сидела и просто повторяла: «Офигеть, офигеть!» Каждую строчку читаю и «офигеть». Потом я начала судорожно проходить всякие тесты и читать, читать. Для меня это было ответом на всю мою жизнь. Когда я позвонила мужу Лёше и всё ему рассказала, он медленно сказал: «Ну, это многое объясняет, конечно».
У меня было свое рабочее место, куда я ходила каждый день. Мне да ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||