Анатомика. От ужасного до великого. Человеческое тело в искусстве
Издательство «Бомбора» представляет книгу Джоанны Эбенштейн «Анатомика. От ужасного до великого. Человеческое тело в искусстве» (перевод Е. Д. Быковой).На протяжении многих веков человечество стремилось познать себя, изучить строение своего тела как внутри, так и снаружи. Это стремление оставило после себя богатую коллекцию произведений искусства, которые демонстрируют не только фактические сведения о человеческом теле, но и то, как с течением времени менялось наше представление о нем. «Анатомика» собрала в одном томе коллекцию из 250 изображений с XIV по XX век. Она написана всемирно признанным экспертом в области анатомии Джоанной Эбенштейн, которая также является создателем блога «Патологическая анатомия» (Morbid Anatomy blog). Представленные здесь изображения, взяты из различных источников, каждое сопровождается подробными комментариями и примечаниями.
Предлагаем ознакомиться с фрагментом раздела книги, посвященного сердцу.
Этот рисунок китайской тушью, показывающий взаимосвязь легких и сердца, был найден в рукописи периода империи Цин (1644–1911); он иллюстрирует идею, представленную в Huangdi neijing («Трактат Желтого императора о внутреннем», около 300 г. до н. э.), о том, что у сердца было два нексуса — один соединяет его с легкими, а другой — с почками. Эта идея китайской традиционной медицины отражает даосское мировоззрение, согласно которому ключ к здоровью и долголетию лежит в следовании дао — естественному пути Вселенной. Основная задача — сбалансировать инь (принцип, который традиционно считается женским, пассивным и восприимчивым; он связан с землей, тьмой и холодом) и ян (принцип, традиционно относимый к мужскому и творческому; он связан с небом, теплом и светом). Кроме того, рисунок подчеркивает влияние пяти элементов — земли, огня, воды, дерева и металла — на органы.
Эта китайская гравюра на дереве, иллюстрирующая форму и положение сердца, относится к эпохе Мин Ван Сийи (1368–1644); гравюра была опубликована в Sancai Tuhui — Shenti («Иллюстрации трех сил — тела»). Сердце (синь по-китайски) называлось повелителем крови и считалось вместилищем шэнь — сознания, умственной деятельности, памяти и мышления. Сердце, как и все другие органы, было связано с эмоцией — в этом случае с радостью.
Эта акварельная иллюстрация, на который мы видим рассеченное сердце сзади, была создана неизвестным художником, вероятно, примерно в XIX веке. Четко подписанная иллюстрация подчеркивает нисходящую аорту и нижнюю полую вену, когда они двигаются от сердца вниз к животу. Вверху мы видим три дуги аорты, по которым кровь поступает к верхним конечностям, голове и шее. Это изображение демонстрирует сложное понимание сердца, которое не могло быть получено простым наблюдением за трупом. Возможно, иллюстрация была создана художником как работа для учебника по анатомии.
Китайская гравюра на дереве 1738 года, на которой показан нисходящий процесс распространения болезни инь (отрицательной силы) по телу сверху вниз. Надпись на иллюстрации указывает на особенности тела согласно китайской традиционной медицине. В этой системе болезни инь связаны с внутренними органами цзан, а именно с сердцем, печенью, селезенкой, легкими и почками. Считается, что сердце отвечает за все органы, хотя все они взаимозависимы и работают для поддержания жизнедеятельности организма.
Эта акварельная иллюстрация, придуманная, скорее всего, в XIX веке неизвестным художником, показывает фронтальный вид сердца, а также артерий и кровеносных сосудов. Художник — вероятно, тот же, что создал иллюстрацию на предыдущем развороте, — пометил чернилами отдельные артерии и области сердца. Сегодня для нас сердце — символический центр любви и эмоций, но во многих частях древнего мира, таких как Египет, Греция и Рим, оно считалось центром сознания, воли и морали. Только в XVII веке было установлено, что центр сознания — мозг.
Эта иллюстрация, на которой мы видим сердце в виде насосной машины, — одна из сотен прекрасных медных гравюр Иоганна Мельхиора Фюссли, созданных для книги Иоганна Якоба Шёйхцера Physica Sacra («Сакральная физика», 1731–1735). Эта цитата из Псалма 33:15, который гласит: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним»[1>. Латинский текст переводится как: «Бог формирует каждое сердце». В «Сакральной физике» Библия была основой для исследования мира, природы и человечества. Замысловатая барочная рамка вокруг изображения украшена анатомически точными человеческими сердцами — целыми и вскрытыми, — в то время как внутри представлен более образный, библейский взгляд на сердце, как описано в отрывке.
Эта гравюра человеческого сердца была опубликована в книге британского хирурга Натаниела Гаймора[2> Corporis humani disquisitio anatomica («Исследование анатомии человеческого тела», 1651). Эта книга была посвящена английскому врачу Уильяму Харви, который 23 годами ранее опубликовал теорию кровообращения в своей новаторской книге Exercitatio anatomica de motu cordis et sanguinis in animalibus («Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных»). Гаймор был согласен с Харви в том, что наше сердце относится к телу так же, как Солнце — к миру природы, связывая микрокосм человеческого тела с макрокосмом Вселенной. Это был основной принцип натуральной философии, при помощи которого люди стремились понять Вселенную до развития науки в том виде, в каком мы ее знаем сейчас. Книга Гаймора была первой анатомической работой, подтверждающей теорию Харви. Согласно этой работе, кровь течет через сердце по кругу (отсюда и название «циркуляция»), а сердце выступает как двигатель.
На этой иллюстрации из книги Томаса Гибсона The Anatomy of Humane Bodies Epitomized («Сокращенная анатомия человеческих тел», 1703) представлено сердце с разных сторон. На рисунке 2 показана восходящая аорта с двумя коронарными артериями, ответвляющимися над аортальным клапаном; рис ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||