Человек дня: Анатолий Луначарский
23 ноября 1875 года родился Анатолий Луначарский, нарком просвещения.
Личное дело
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) родился в Полтаве. Отцом его был действительный статский советник Александр Антонов, матерью Александра Ростовцева, состоявшая в официальном браке с действительным статским советником Василием Луначарским. Детство мальчик провел в Киеве, где в 1895 году окончил Первую мужскую гимназию. «Верующим себя не помню, и в 7–8 лет, разумеется под влиянием старших, с гордостью называл себя «либералом», ненавидел Каткова и с благоговением произносил слово «революция», – вспоминал он позднее. Уже на гимназической скамье познакомился с марксистскими идеями, стал членом нелегального кружка и начал вести пропаганду среди рабочих. После окончания гимназии стал студентом университета в Цюрихе. Учился под руководством профессора философии Рихарда Авенариуса, в это же время сблизился с участниками плехановского кружка «Освобождение труда».
В 1898 году вернулся в Россию. Вел пропагандистскую работу в Киеве, Москве и других городах, неоднократно задерживался полицией. В 1900 году был отправлен в ссылку, сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. После Второго съезда РСДРП примкнул к большевикам. По предложению Ленина в 1904 приехал в Женеву и стал членом редакции большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». В том же году издал свой первый труд «Основы позитивной эстетики». Был депутатом третьего съезда РСДРП (1905), где выступил с докладом о вооруженном восстании. В октябре того же года отправился для агитации в Россию, вскоре был арестован, но сумел бежать и вновь оказался в Швейцарии.
Опубликовав в 1908 большой труд «Религия и социализм», Анатолий Луначарский стал основным теоретиком «богостроительства» – богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса, предлагая новую пролетарскую религию без Бога, которая заключалась в обожествлении коллектива и прогресса. Луначарский полагал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и «вытекает из религиозных мечтаний прошлого». В декабре 1909 года стал одним из организаторов группы «Вперед!», действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для революционной работы РСДРП. В работе «Мещанство и индивидуализм» (1909) пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина. Вместе с другими «впередовцами» участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье, куда для чтения лекций приглашались представители всех фракций РСДРП. В 1911 – 1915 годах был постоянным корреспондентом ряда российских газет и журналов, в своих публикациях откликался на все сколько-нибудь заметные события западно-европейской художественной культуры.
В Первую мировую войну занимал интернационалистские позиции. 9 января 1917 года в речи на митинге в Женеве утверждал, что «Россия должна сейчас воспользоваться бессилием правительства и усталостью солдат, чтобы с помощью революции произвести коренной переворот». Не смотря на эти слова, известие о Февральской революции, как признал сам Луначарский, «поразило его, как громом». 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград, где был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (3—24 июня 1917 года). Призывал распустить Государственную Думу и отдать власть «трудовым классам народа». Вошел в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь». В конце июля был обвинен Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа был в заключении в тюрьме «Кресты». Находясь в тюрьме, был заочно принят в РСДРП(б). В письме жене в Цюрих он рассказывал: «Мне пришлось солидаризироваться с большевиками, я произнес самую тактичную речь в их защиту... Но... они далеко не считаются с моими советами... Я предупреждал на мн. митингах... что петроградский пролетариат и революционная часть гарнизона, оторвавшись от всей значительно отставшей российской демократии,- погибнет и, вероятно, и революцию погубит. Теперь мужество заключается в том, чтобы просвещать массы и сдерживать их от чрезмерного напора, сравнительно лёгкого в Петрограде, но гибельного в целом... Большевики и Троцкий на словах соглашаются, но на деле уступают стихии. А за ними уступаю и я».
20 августа 1917 года Луначарский стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Работал в газете «Пролетарий» и в журнале «Просвещение», вел активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ. В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы. «Работаю я вовсю. – пишет он жене – Последнюю неделю я выступал четыре раза на громадных собраниях с лекциями. Теперь моя нормальная аудитория – 4000 чел. Всякая зала, в которой я читаю, полна... Но главная работа – культурно-просветительная городская. Сегодня целый день объезжал училища... Большую работу делаю я и по созыву конференции... пролетарских просветительских обществ».
В начале октября Луначарский высказывается против вооруженного восстания. В письмах он делится своими размышлениями: «Положение России ужасно, и сердце болит всё время за нее. С нею пропадем мы все» (2 октября), «Озлобление против нас колоссально растет на правом полюсе... Растет страшное недовольство и в рабочей, солдатской, крестьянской среде, оно здесь пугает меня, и теперь много анархического, пугачевщинского. Эта серая масса, сейчас багрово-красная, может наделать больших жестокостей, а с другой стороны, вряд ли мы при зашедшей так далеко разрухе сможем, даже если власть перейдет в руки крайне левой, наладить сколько-нибудь жизнь страны. И тогда, вероятно, мы будем смыты той же волной отчаяния, которая вознесет нашу партию к власти» (10 октябяр), «Мы образовали нечто вроде блока правых большевиков: Каменев, Зиновьев, я, Рязанов и др. Во главе левых стоят Ленин и Троцкий» (18 октября).
Однако 25 октября 1917 года он поддержал Ленина. Луначарский третьим после Ленина и Троцкого, объявивших о победе восстания, выступил на чрезвычайном заседании Петроградского совета РСД. Вечером того же дня был избран членом президиума Второго Всеросийского съезда советов РСД, где огласил написанное Лениным воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», извещавшее о победе революции и переходе власти к Советам.
После победы Октябрьской революции Луначарский был избран членом ВЦИК и наркомом просвещения. Узнав об обстреле Кремля, 2 ноября подал в отставку. В заявлении для печати он писал: «Собор Василия Блаженного, Успенский собор разрушаются. Кремль бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Куда идти дальше? Вынести этого я ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||