Украину придется принудить к миру на новых условиях
Официальный Киев ведет дело к полному отказу от выполнения Минских соглашений. А ведь эти договоренности позволили сохранить тысячи жизней и украинских военных, и граждан республик Донбасса. Если этот отказ реально произойдет, есть основания полагать, что в регионе разразится новый конфликт – итоги которого сильно изменят Украину.
За последнее время Киев сделал ряд демонстративных шагов на линии соприкосновения сторон на Донбассе. После первого боевого применения турецких беспилотников поступили сообщения о первом использовании украинской стороной американских противотанковых комплексов Javelin. Обстрелам подвергаются объекты инфраструктуры вокруг Донецка, в Горловке, Енакиево, Ясиноватой. Кроме того, в украинских СМИ нагнетается военная истерия, а политики и военные стали поставщиками странной информации о грядущей «российской агрессии» для англоязычных изданий и ресурсов.
Зеленский неоднократно заявлял, что будет «любой ценой» добиваться пересмотра Минских соглашений. Это можно было до недавнего времени посчитать исключительно риторикой для внутреннего пользования – но маркером реального отношения Киева к урегулированию на Донбассе стало появление законопроекта «Об основах государственной политики переходного периода». Документ определяет принципы политики Киева как бы после возвращения под свой контроль Донбасса, Крыма и Севастополя. А ведь упоминание Крыма и Севастополя напрямую затрагивает интересы, безопасность граждан и территориальную целостность Российской Федерации. Не говоря уже о том, что и на Донбассе проживает значительно количество граждан России.
Законопроект «Об основах государственной политики переходного периода» примечателен своей репрессивной направленностью. Он, в частности, предусматривает введение «элементов переходной юстиции» (то есть, по сути дела внесудебных расправ и трибуналов), проведение люстрации и ответственности тех жителей Донбасса, Крыма и Севастополя. кто «сотрудничал с оккупационными властями». Отдельным параграфом отменяется так и
1000
не вступивший в силу закон об амнистии, который был предусмотрен Минскими соглашениями как базис для дальнейшего мирного процесса.
В отношении России законопроектом фиксируются определения «государство-агрессор» и «государство-оккупант». Также официально определяется термин «оккупация», причем решение о «завершении оккупации» будет приниматься в отношении каждого отдельного населенного пункта указом президента Украины по представлению министра обороны, министра внутренних дел и главы СБУ. Люстрация будет означать в том числе ограничение в избирательных правах, при этом принятие российского гражданства жителями Донбасса считается недействительным.
Отдельно разъясняются вопросы собственности. До выборов, которые также сильно ограничены юридически, на «оккупированных территориях» будет царствовать временная военно-репрессивная администрация. Разъясняется, что переговоры с Россией могут вестись только о сроках и ходе вывода «оккупационных и подконтрольных Москве вооруженных формирований с территории Украины».
Все происходящее, по сути, одобряется структурами Евросоюза. Этот законопроект, инициированный новым министром «по делам оккупированных территорий» Ириной Верещук, был направлен Киевом на экспертизу в так называемую Венецианскую комиссию – европейский рекомендательный орган, который оценивает национальные законодательства на предмет их соответствия международному праву и «европейским ценностям». Из Венеции в ответ пришла рецензия, в которой было указано на необходимость корректировки законопроекта в соответствии с положениями международного права, поскольку «он больше напоминает политические указания, а не нормативно-правовой акт». Однако в целом документ получил положительную оценку, поскольку «в значительной мере закон основывается на принципах международного права … и учитывает потребности уязвимых групп общества».
После месяцев активного лоббирования украинскими властями законопроекта Зеленский заявляет в эту пятницу, что
2000
сейчас не стоит продвигать принятие закона о переходном периоде в Донбассе, так как это может привести к эскалации: «Мы можем делать, что хотим, мы свободное государство. Но я не считаю, что мы сейчас должны продвигать этот вопрос. Я считаю, что рисков больше, чем закон о переходном правосудии. Я об этом откровенно говорю с лидерами Европы и США… Тут не вопрос в том, что Россия против этого, мы независимая страна. Мы считаем, что это один из принципов, который может привести к эскалации».
Эти расплывчаты формулировки Зеленского лишний раз подтверждают риск того, что Киев в любой момент снова может передумать и довести этот проект закона до утвержения.
По большому счету, после его принятия Радой будет поставлена точка на всей долгой истории попыток хоть как-то примирить Киев и Донбасс. Президент России Владимир Путин заявлял, что принятие законопроекта «означает фактический выход Украины в одностороннем порядке из Минского процесса», потому что все положения документа противоречат Минским соглашениям. Аналогичного мнения придерживаются в руководстве ДНР и ЛНР. В свою очередь официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отмечала, что законопроект «Об основах государственной политики переходного периода» игнорирует как итоги Крымского референдума, согласно которому Крым вернулся в состав России, так и Минские соглашения, которые обязывают Киев предоставить Донбассу особый региональный статус.
А ведь спокойная и прагматичная реализация всех положений Минска (и в той последовательности, как это было записано в пресловутой «формуле Штайнмайера») давала возможность Киеву в той или иной форме реинтегрировать Донбасс. Ну или хотя бы предоставляла Украине шанс закончить гражданскую войну и пересобрать страну заново.
Но шесть лет игнорирования Минских соглашений, судя по всему, на наших глазах заканчиваются официальной фиксацией курса на военный путь разрешения конфликта, идеями о люстрации, «временной юридической администрации» и прочим. Не оправдались и надежды на предвыборные обещания Зеленского. Его слова и действия сейчас прямо противоречат тому, с чем он победил на выборах.
Отдельная история с позицией Донецка и Луганска. Постоянное нагнетание военного напряжения на линии соприкосновения даром не проходит. В ДНР и ЛНР также с трудом терпят обстрелы, захваты мелких сел в так называемой «серой зоне», применение новых видов вооружений. И это терпение, несомненно, имеет предел.
  ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||