Украина захватила белорусские вагоны — вслед за российскими локомотивами
В декабре Украина имеет все шансы остаться без белорусских нефтепродуктов. С учетом степени зависимости страны от них это грозит если не коллапсом, то очень серьезными проблемами. Ведь на Белоруссию приходится 39% украинского рынка бензина, 36% рынка дизельного топлива и 43% рынка битума.
Уникальность ситуации в том, что связаны эти проблемы не с торговой войной между двумя странами, как можно было бы подумать. То есть не с решением белорусской стороны по ограничению экспорта нефтепродуктов и даже не с планами Украины прервать экономические отношения с Белоруссией, хотя такие идеи в Киеве витают — соответствующий законопроект недавно даже был внесен в Верховную раду представителем правящей партии.
Лишиться существенной части столь необходимых бензина, дизтоплива и мазута Украина может по причине того, что их не в чем будет перевозить.
В нынешнем году между Украиной и Белоруссией по инициативе Киева действительно развернулась торговая война. Двадцать шестого апреля Украина ввела специальные пошлины в размере 35% в отношении белорусских автобусов, грузовых и специальных автомобилей. Минск поначалу ничем не ответил. Но после майского решения Киева о прекращении авиасообщения с Белоруссией (из-за якобы принудительной посадки в Минске самолета компании Ryanair с Протасевичем на борту) официальный ответ все же последовал: белорусское правительство приняло решение о введении на шесть месяцев разового лицензирования в отношении трех десятков видов товаров украинского происхождения. Фактически это означало запрет на ввоз товаров, импорт которых в Белоруссию в 2020 году составил, под украинским данным, 112,6 миллиона долларов (8,5% от украинского экспорта в белорусском направлении), по белорусским — 139 миллионов долларов (десять процентов).
Анекдот в том, что «напавшая» сторона (то есть Украина) в итоге так и не смогла взи
1000
мать 35-процентные пошлины — белорусские поставщики убедили украинский суд, что решение об их введении противоречит международным соглашениям и даже украинским законам, а потому оно было отменено еще в июле. Украинские же экспортеры реально лишились возможностей поставлять свою продукцию.
Лишь осенью Александр Лукашенко смилостивился — после ряда полуофициальных обращений украинской стороны с просьбами допустить на белорусский рынок попавшие под запрет товары. Решение о разовых лицензиях, правда, не отменили, но по большинству товарных позиций их стали выдавать беспрепятственно.
То есть торговая война завершилась — с потерями исключительно для Киева. А с ноября Украина начала импортировать из Белоруссии еще и электроэнергию, закупки которой ранее она запрещала. И сегодня энергосистема Украины «висит» на этих поставках, избегая таким образом полного коллапса.
Так что, несмотря на регулярные политические плевки из Киева в сторону Минска (последние были связаны с нагнетанием ситуации на белорусско-украинской границе из-за беженцев, которых там нет и близко), в торгово-экономических отношениях между двумя странами царит совет да любовь.
Но на днях генеральный директор «БНК-Украина» (компании — поставщика белорусских нефтепродуктов) Евгений Поспелов заявил: «С нашей стороны трудностей нет, ресурс (нефтепродуктов. — Прим. авт.) в наличии, но мы не можем гарантировать четкость перевозок железной дорогой». По его словам, по состоянию на 23 ноября на Украине находилось 2857 цистерн белорусской приписки и их число стремительно растет: еще неделей ранее этот показатель не превышал 2500, а в обычных условиях он составляет около 1500. Соответственно, в Белоруссии образовался острый дефицит пустых вагонов. А ведь львиная доля поставок нефтепродуктов осуществляется по железной дороге.
Недавно
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||