Человек дня: Владимир Гиляровский
8 декабря 1855 года родился писатель и журналист Владимир Гиляровский
Личное дело
Владимир Алексеевич Гиляровский (1855 – 1935) родился в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии. Воспитанием мальчика занимался вначале двоюродный брат деда, беглый матрос Китаев, долго живший в Китае и Японии, силач и добряк. Он научил Владимира Гиляровского плаванию, гимнастике, борьбе, приемам джиу-джитсу. После смерти матери Гиляровского воспитывала вторая жена отца – Мария Разнатовская, «добрая, ласковая, образованная». Она обучила мальчика французскому языку, старалась привить «светские манеры». В 1860 году семья переехала в Вологду, где Владимир поступил в гимназию. Однажды гимназист Гиляровский подружился с сыном циркового артиста «араба-кабила Гуссейна Бен-Гамо» и в течение двух лет обучался у его отца вольтижировке и акробатике.
В 1871 году, не окончив гимназии, Владимир Гиляровский сбежал из дома, оставив родным записку: «Ушел работать простым рабочим на Волгу, как устроюсь, напишу». Он дошел от Вологды до Ярославля, где устроился в артель бурлаков. Затем работал грузчиком в Рыбинске, а осенью того же года по рекомендации отцовского друга был принят вольноопределяющимся в пехотный полк, прошел курс военного обучения и как один из лучших был направлен в Московское юнкерское училище, но спустя некоторое время был отчислен обратно в полк «по распоряжению начальства без указания причины». В Ярославле он подал рапорт об увольнении. Некоторое время бродяжничал, потом был принят истопником и дворником в военное училище кантонистов. Каждое утро сделав уборку в гимнастическом зале, он проделывал акробатические упражнения на турнике и трапеции, поэтому вскоре привлек к себе внимание воспитанников училища и преподавателя гимнастики, который стал звать его на свои уроки, чтобы демонстрировать различные упражнения.
Узнав, что новым преподавателем в училище станет бывший командир взвода из его полка, Гиляровский покинул это место и поступил в пожарную команду. Во время одного из пожаров столкнулся со своей бывшей ротой, вызванной для подмоги пожарным, поэтому снова бежал. Побродив по Ярославской губернии, устроился работать на белильный завод. Из-за курьезного случая (закинул за забор укусившую его на улице собаку, а она попала в щи, которые варились для артели камещиков) был вынужден бежать из Ярославля.
Работал приказчиком в ювелирной лавке в Нижнем Новгороде. Затем побывал в Казани, Астрахани, Царицыне, Ростове-на-Дону, Воронеже, Саратове, Тамбове. Побывал табунщиком, цирковым наездником, актером провинциального театра.
Когда началась русско-турецкая война 1877–1878 годов, Гиляровский добровольно пошел на военную службу. Служил на Кавказском фронте: «Весело жили. Каждую ночь в секретах да на разведках под самыми неприятельскими цепями, лежим по кустам за папоротником, то за цепь переберемся, то часового особым пластунским приемом бесшумно снимем и живенько в отряд доставим для допроса… На эти операции посылали охотников самых ловких, а главное сильных, всегда вдвоем, а иногда и по трое. Надо снять часового без шума. Веселое занятие – та же охота, только пожутче, а вот в этом-то и удовольствие». После окончания войны Гиляровский, награжденный солдатским Георгием IV степени и медалью «За русско-турецкую войну 1877–1878», вышел в отставку и снова стал актером провинциальных театров.
С 1881 года поселился в Москве, где служил в театре Анны Бренко. Но вскоре оставил сцену ради работы журналистом в московских изданиях и занятий литературой. Первую известность Гиляровский-репортер получил уже на следующий год благодаря репортажам о крушении поезда у деревни Кукуевки. Публикации Владимира Гиляровского появлялись в газетах «Русская мысль», «Московский листок», «Русские ведомости», «Русское слово», «Голос Москвы», «Новое время» и других. Он быстро стал знаменитым журналистом, его «коньком» были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли «королем репортеров». Вершиной его репортерской деятельности стал очерк о Ходынской катастрофе 1896 года. Писал Гиляровский также и театральные рецензии, и очерки о жизни в российской провинции, и стихи. В 1887 году выходит первый сборник рассказов Гиляровского «Трущобные люди», тираж книги был сожжен по требованию цензуры. С 1890 года Гиляровский издавал «Листок спорта» (позднее под названием «Журнал спорта»). В 1894 году вышел первый поэтический сборник Гиляровского «Забытая тетрадь», двумя года спустя – книга «Московские нищие».
После революции продолжал журналистскую работу. Печатался в газетах «Известия», «Вечерняя Москва», журналах «Прожектор», «Огонек». В конце жизни обратился к мемуарам, вспоминая о своих многочисленных встречах с великими людьми в книгах «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи»(1934).
Умер Гиляровский в Москве 1 октября 1935 года.
Чем знаменит
В. И. Гиляровский. 1880-е
РГБ
Владимир Гиляровский известен как знаток Москвы, ее бытописатель, сохранивший для потомков истории о жизни города и его обитателях, как знаменитых, так и безвестных. Наиболее популярна книга Гиляровского «Москва и москвичи». В другой книге «Мои скитания» он рассказал о своей бродячей жизни в молодые годы. Книга «Люди театра» повествует о столичных и провинциальных знаменитых актерах, театральных рабочих: плотниках, переписчиках пьес и ролей, ютившихся в ночлежках Хитровки. Среди ее героев такие известные деятели сцены, как комик А. Д. Казаков и трагик Н. X. Рыбаков — прототип Несчастливцева в пьесе A. Н. Островского «Лес», А. А. Бренко, создательница Пушкинского театра в Москве, B. П. Андреев-Бурлак, А. И. Сумбатов-Южин, К. С. Станиславский, М. Н. Ермолова. Третья книга — «Москва газетная» изображает мир дореволюционной журналистики: издателей, закулисные интриги, быт репортерской братии.
О чем надо знать
В 1899 году репортаж Владимира Гиляровского имел международный резонанс. Гиляровский был отправлен в командировку на Балканы от газеты «Россия». Когда он прибыл в Белград, оказалось, что там только что случилось покушение на короля Милана I. Вскоре он пришел к выводу, что покушение было инсценировано с тем, чтобы начать репрессии антироссийского характера. Гиляровскому пришлось тайно на пароходе бежать в Венгрию, откуда он отправил в газету телеграмму: «В Белграде полное осадное положение. Установлен военно-полевой суд. Судьи назначаются Миланом Обреновичем. Лучшие, выдающиеся люди Сербии закованы в кандалы, сидят в подземных темницах. Редакция радикальной газеты «Одъек», находившаяся в оппозиции с Миланом, закрыта. Все сотрудники и наборщики арестованы. Остальные газеты, частью из страха, частью из низкого расчета, поют Мила ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||