Человек дня: Сергей Аверинцев
10 декабря 1937 года родился Сергей Аверинцев, филолог, историк культуры и библеист.
Личное дело
Сергей Сергеевич Аверинцев (1937-2004) родился в Москве в профессорской семье. Его отец, и мать были биологами. Отец был представителем интеллигенции еще царской России. Сергей был поздним ребенком – когда он родился, отцу было уже 62 года. В детстве мальчик часто и много болел, что давало ему возможность много времени уделять чтению. Экзамены сдавал экстерном, прекрасно знал мировую литературу и историю.
В 1961 году Сергей Аверинцев окончил классическое отделение филологического факультета МГУ и поступил в аспирантуру.
В 1967 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра». Университетские ученые старой закалки рекомендовали эту работу Аверинцева, который не был комсомольцем, на присуждение премии Ленинского комсомола. В 1968 году кандидатская была отмечена премией Ленинского комсомола, что стало для Аверинцева «пропуском» в большую науку.
После окончания аспирантуры с 1964 по 1966 годы работал научным редактором в издательстве «Мысль», затем до 1971 года — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания в Козицком переулке. В этот период Аверинцевым были созданы такие работы как «Культурология Иоганна Хёйзинги» (1969), а также серия блестящих и новаторских статей для четвертого и пятого томов «Философской энциклопедии» (1967 и 1970), среди которых: «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и другие.
С 1971 и по 1991 годы Аверинцев проработал старшим научным сотрудником в Институте мировой литературы АН СССР, где в течение последних десяти лет заведовал сектором истории античной литературы.
В этот период им были написаны монографии «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977) и «Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье» (1986), главы в коллективных трудах по история Византии, «Истории всемирной литературы», концептуальные статьи «К истолкованию символики мифа об Эдипе» (1972), «На перекрестке литературных традиций» (1973), «Судьбы европейской традиции в эпоху перехода от античности к средневековью» (1976), «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977); «Культура Византии IV— первой половины VII века» (1984); «От берегов Босфора до берегов Евфрата» (1987), «Бахтин. Смех. Христианская культура» (1988), «Попытки объясниться: беседы о культуре» (1988), «Византия и Русь: два типа духовности» (1988), «Морфология культуры Освальда Шпенглера» (1991), «Культура и религия» (1991), «Христианство и культура в Европе» (1992) и другие.
В это же 20-летие обозначился глубокий исследовательский интерес Аверинцева к русской поэзии. Он занимался подготовкой изданий Вяч. Иванова, Державина и Жуковского.
На волне горбачевской перестройки и гласности Аверинцев в декабре 1987 года был избран членом-корреспондентом АН СССР.
В конце 1980-х Аверинцев вплотную начал заниматься творчеством Осипа Мандельштама. Результатом стало знаковое издание — «черный» худлитовский двухтомник 1990-го года. В январе 1991 года он стал председателем международного Мандельштамовского общества и бессменно возглавлял его до самой смерти.
В 1989—1994 годах занимал должность профессора кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ, одновременно являясь главныым научным сотрудником Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ.
В декабре 1991 года Аверинцев перешел в МГУ, где он заведовал отделением Института истории мировой культуры и преподавал на философском факультете. В 1990-е годы тесно сотрудничал с РГГУ, в частности, с Институтом высших гуманитарных исследований и по линии Мандельштамовского общества, бессменным председателем которого он являлся. Это было время активнейших занятий Аверинцева исторической поэтикой и русской поэзией (Вяч. Иванов, О. Мандельштам, А.С.Пушкин — в сопоставлении с Гёте). Одна за другой выходят многочисленные статьи и книги ученого — «Риторика и истоки европейской литературной традиции» (1996), «Поэты» (1996), «София-Логос» (1999; 2001), «От слова к смыслу» (2001), «Скворешниц вольный гражданин». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами» (2001) и другие.
С 1992 по 2004 годы заведовал отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ.
Начиная с декабря 1994 года, работу в Москве Сергей Аверинцев совмещал с профессурой в Институте славистики Венского университета и практически перебрался в Вену, где в течение 10 лет читал общий курс русской литературы - от древнерусской и до наших дней.
В мае 2003 года был избран действительным членом РАН по Отделению историко-филологических наук (секция языка и литературы). Но сам Аверинцев этого так и не узнал. 3 мая, в Риме, где он присутствовал на конференции «Италия и Петербург», с ученым случился обширный инфаркт, и он впал в кому.
Последние девять месяцев провел в больницах Рима, Инсбрука и Вены, находясь на грани жизни и смерти.
Сергей Аверинцев скончался в Вене 21 февраля 2004 года. Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
Сергей АверинцевЧем знаменит
Филолог, крупнейший специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам, а также поэзии Серебряного века Сергей Аверинцев входит в плеяду советских и российских ученых-гуманистов, о которых сегодня ходят легенды. Его имя стоит в одном ряду с именами Бахтина, Мамардашвили, Лосева и Лотмана.
Аверинцев был выдающимся гуманитарием-энциклопедистом. Основные направления его научных исследований — история позднеантичной, раннехристианской, византийской, европейской и русской культур и литератур, история богословской и философской мысли, христианская традиция в европейской мысли и литературе, новозаветная литература на фоне позднеантичной культуры, патристика, средневековая христианская гимнография и агиография, византийская литература и философия, схоластика, историческая поэтика, немецкая литература романтизма и неоромантизма.
В его статьях и лекциях современников поражали не только широта знаний, но и непривычно свободный, художественный стиль. Его доклады и лекции в 70-80-е годы собирали огромные аудитории почти по тысяче человек.
«Его книги довольно широкому кругу людей требовалось знать наизусть, чтобы из круга не выпасть. Но внятно пересказать, что же в этих книгах написано, никому не удавалось — слишком сложно, слишком тонко, слишком невесомо», - писал о нем Григорий Ревзин.
Научная библиография Сергея Аверинцева насчитывает более 650 статей и книг.
О чем надо знать
Сергей Аверинцев был глубоко верующим человеком. Он крестился в 1973 году вместе с женой на частной кварти ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||