Как написать прорывной роман
Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Дональда Маасса «Как написать прорывной роман. Секреты мастерства от знаменитого литературного агента» (перевод Дины Ключаревой).Эта книга — культовая классика среди учебников писательского мастерства и пособий по Creative Writing. Кто, как не Дональд Маасс — президент одного из самых успешных литературных агентств в мире, — знает не понаслышке, какие книги хотят публиковать издатели и какие из них по-настоящему выстреливают и попадают в списки бестселлеров? Маасс подробно рассматривает элементы, из которых состоят все прорывные романы — вне зависимости от жанра, — а затем показывает, как выделиться на фоне других и стать знаменитым писателем.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Повествование от разных лиц, подсюжеты, темп, авторский голос, финалы
Когда рассказчиков несколько
Большинство писателей считает, что в прорывном романе непременно должно быть несколько рассказчиков. Еще более амбициозная задача — хитросплетения подсюжетов, то есть дополнительных сюжетных линий с собственными конфликтами, осложнениями, кульминациями и развязками. Обязательно ли использовать эти приемы, чтобы совершить прорыв? Становится ли книга «событием» лишь в том случае, когда в ней есть несколько рассказчиков или сюжетных линий?
Учитывая то, насколько часто эти вопросы всплывают на писательских конференциях, можно действительно прийти к такому выводу. Авторы, которые стремятся убедить меня в том, что их роман обладает потенциалом для прорыва, почти всегда уверяют: «Конечно, в нем ведь несколько рассказчиков». Как будто те дополнительные углы зрения на события волшебным образом притягивают солидные авансы.
Стоит ли говорить, что на самом деле всё не так просто?
В множестве бестселлеров количество рассказчиков ограничивается всего одной персоной, зато сотни провальных романов фонтанируют второстепенными сюжетами. Многочисленные точки зрения и подсюжеты могут как улучшить ваш роман, так и испортить его. Всё зависит от того, каким образом вы встроите — или не встроите — их в сюжет.
Но всё же должен признать, что есть некое удовольствие в чтении романов, где события описываются с нескольких позиций. Эти позиции позволяют отстраниться от мнения протагониста и контрастируют с ним. Они могут углубить конфликт, увеличить размах истории и напитать роман осязаемой реалистичностью.
Побочные сюжетные линии способны усилить эти эффекты.
Наша повседневная жизнь не проходит в изоляции. Наши судьбы пересекаются, сталкиваются и наслаиваются друг на друга. Подсюжеты привносят в роман то же ощущение взаимосвязанности. Они напоминают нам о взаимных нуждах, неизбежных конфликтах и переплетениях наших судеб.
Наличие в романе второстепенных сюжетных линий и нескольких рассказчиков, разумеется, способствует удлинению произведения и требует приложения больших усилий, но награда в итоге ждет и писателя, и читателя — в том случае, если история выйдет складной. Давайте для начала разберемся, что представляют собой второстепенные сюжетные линии и как встроить их в прорывной роман.
Удачные подсюжеты
Любой подсюжет — это тоже сюжет. Чтобы подсюжет вышел завершенным, в нем должны присутствовать те же пять неотъемлемых элементов любого сюжета. Поэтому выбор второстепенной сюжетной линии начинается с выбора персонажей, которые будут в ней задействованы. Кто из ваших второстепенных персонажей вызывает достаточно сочувствия и сталкивается с достаточно глубокими, сложными и понятными любому конфликтами, которые можно развить?
Если таких не находится, возможно, стоит уделить внимание развитию какого-то из ваших второстепенных персонажей — в зависимости от того, о чем ваш роман. Хотите написать захватывающую дух эпопею? Тогда вам точно придется создать целый набор персонажей с потенциалом для собственных сюжетных линий. Или у вас емкий камерный роман, рассказывающий о сложном периоде жизни одного персонажа? В таком случае побочные сюжетные линии только отдалят и вас, и читателей от основного посыла. Возможно, вам и не стоит загромождать роман многочисленными точками зрения.
Подсюжеты не окажут на роман желанного возвеличивающего эффекта, если они никак между собой не связаны. Таким образом, главные действующие лица из каждого подсюжета должны быть в относительной близости друг от друга; то есть у них должна быть веская причина находиться в одной книге.
Поэтому тем романистам, которые нацелены на прорыв и выбирают, какую бы второстепенную линию развить, я советую обратить внимание на персонажей, которые уже присутствуют в жизни главного героя: его родных, одноклассников, коллег и так далее.
Один из сложнейших способов работы с подсюжетами заключается в том, чтобы выстроить сюжетные линии для двух персонажей, которые поначалу никак друг с другом не связаны, а затем слить их линии в одну. По неведомой причине особенную любовь к этому приему питают начинающие романисты. Совершить такой маневр вполне реально, но раз за разом я прихожу к выводу, что новички не понимают, что сводить такие сюжетные линии воедино нужно довольно быстро.
Начинающие склонны поочередно демонстрировать сцены из каждой сюжетной линии вне зависимости от того, есть в этом надобность или нет. Результат — рукопись, переполненная вялыми сценами. Объединение сюжетных линий из разных эпох сопровождают те же сложности. Герой, который путешествует во времени, — это простейшее решение, но оно подходит не всякому роману.
При отсутствии такого героя необходимо сформировать тесные связи между двумя эпохами — и сделать это быстро. Успешные примеры этого приема встречаются в романах «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза (The French Lieutenant’s Woman, 1969), «Восемь» Кэтрин Нэвилл (The Eight, 1988) и «Обладать» А. С. Байетт. Вы увидите, что в этих романах связь между прошлым и настоящим обозначается либо практически сразу же, либо с другой эрой нас не знакомят до тех пор, пока того не потребует история. Честно говоря, мне кажется, что большинству историй из тех, что мне присылают, еще одна временная линия не нужна вообще.
В своем прорывном романе «Криптономикон» фантаст Нил Стивенсон рассказывает историю Лоуренса Притчарда Уотерхауза, шифровщика времен Второй мировой войны, и его внука Рэнди, который живет в настоящем времени и пытается создать «информационный рай» в Юго-Восточной Азии. (Обратите внимание, как контрастируют их цели: один стремится скрыть информацию, другой — сохранить свободный доступ к ней.) Объединяет эти две истории затонувшая подлодка нацистов, хранящая секрет нераскрываемого кода под названием «Аретуза». Это ниточка, которая связывает расползающиеся в стороны истории «Криптономикона».
Второе требование к подсюжетам заключается в том, что каждый из них должен влиять на исход основной сюжетной линии. Если второстепенную сюжетную линию ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||