Диакон Андрей Кураев о стрельбе в монастыре: «Мы ставим эксперименты на живых детях»
В Серпухове произошла трагедия – подросток взорвал бомбу на территории монастыря. Пострадали больше десяти человек, виновник – погиб. Как пишут СМИ, он был воспитанником церковно-приходской школы и жаловался на буллинг. Отмечается также, что ненависть подросток испытывал прежде всего к педагогам и монахиням. О произошедшем рассуждает в беседе с «ФедералПресс» диакон Андрей Кураев.
Эксперт
Андрей Кураев
подробнее
«Я думаю, что здесь нет ничего специфически-конфессионального. В любой профессии у нас есть разделение на батюшек и «попов», на врачей и «коновалов», на офицеров и «ментов», на учителей и «училок». К сожалению, людей второй категории всегда больше в любой профессии. И наверное в любой стране и в любой конфессии.
25 лет назад я зашёл в одну православную школу — это было такое замечательное экологическое поселение в Подмосковье, где бревенчатые здания, всё такое древнерусское, духовное. Просто у меня глаз и душа радовались. И вот сижу в кабинете директора — ожидаю когда она освободится. А в это время за стенкой идёт урок у первоклашек. И через толстые брёвна доносится рёв «училки» на малышей: «Встать»!, «Молчать!» и так далее. Оказалось, невозможно построить непроницаемую стену между негативными чертами советской педагогики и церковной. И в этой серпуховской гимназии нет ни одного педагога монаха. Там все педагоги — обычные учительницы со светским стажем. И это нормально, это как раз хороший признак. Зачем монаху, у которого нет педагогического образования, браться за преподавание. Возможно, они ведут какие-то конфессиональные предметы типа закона Божиего. Но обычные предметы ведут обычные учительницы и это нормально.
Другое дело, что всё это происходит на территории монастыря и во главе стоит игуменья, которая явно из этой школы пробует сделать филиал своего монастыря, а детей – построить в колонну юных послушников. Если вы зайдёте на сайт этой гимназии, то увидите, что там до сих пор висят правила гимназиста — они напоминают правила тоталитарной секты. Ничего нельзя: жвачку, чипсы в школу проносить нельзя, контроль за тем, какая одежда, какая стрижка. Нельзя рассматривать ногти на пальцах, во время трапезы читаются Жития Святых и так далее… а дети находятся в этом концлагере с утра и до 6-ти вечера. Понятно, что подросткам такое дело очень не нравится, потому естественно будут бунты. Форма бунтов всегда бывает разная: кто-то просто плачет в подушку кто-то имитирует послушание, а от сердца отторгает, а у кого-то возникают самые крайние и уже преступные формы протеста, к сожалению.
Еще по теме
Устроившего взрыв в Серпухове бывшего гимназиста проверят на вменяемость
Мой вывод только один — поменьше корпоративной саморекламы. Сейчас декабрь. В это время по всем городам нашей страны идут православные педагогические декабрьские чтения, на которых выходят разные дяди и тёти и хвалят друг друга и самих себя, и говорят, какая великая традиция православной педагогики. И говорят — отдайте нам больше власти над детьми, дайте нам больше школ, детских садов, яслей. Это враньё. Нет никакой вековой традиции церковной педагогики. Она создаётся сегодня на коленке, вот только за последние 30 лет. Причин этому очень много. Одна из них в том, что православная традиция — это традиция монашеская, а у монахов очевидно нет детей.
Вторая проблема — это то, что только в современном обществе такое вопиющее расхождение между возрастом физиологическим и возрастом культурно-социальным. Только в нашем обществе существуют подростки, причём они подростки лет до 25-ти. В традиционном обществе в 25 лет уже можно быть бабушкой. Видеть детей своих детей. Девочку в 12 лет женили. В средневековых романах был такой замечательный эвфемизм: «едва распустился цветок её женственности». Просто девочку сразу подкладывали под мужика. Если о мальчике речь идёт, то у Блаженного Августина есть замечательное выражение: «когда отец в бане заметил, что у меня появилась броня юношеской тревоги». И тоже — значит немедленно женить надо мальчика. Да, такие ранние браки имели другие, свои проблемы. Ну, например у староверов это выливалось в снохачество. Чудовищная вещь, когда юный муж должен был уступать постель своему отцу. Невестку обихаживал свекр.
Да, были огромные минусы, но голова не болела — куда деть подростка. Всех замуж или женить. А ведь вопросы агрессии — это в том числе вопросы сублимированной сексуальной агрессии, которая не находит естественного выхода. Тут много чего с этим связано и это проблема современного общества. Ни в каком Домострое вы никаких ответов на эти вопросы не найдёте. Это пространство эксперимента. И нужно честно признать, что каждая православная школа сегодня — она экспериментальная.
Мы ставим эксперименты на живых детях. И результат гарантировать не можем. Что-то получится, что-то нет. В конце концов ещё в конце 19 века из наших семинарий стали Джугашвили выходить. Мой вывод только один — поменьше пафоса, господа!»
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram, Facebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||