Человек дня: Север Гансовский
15 декабря 1918 года родился Север Гансовский, писатель-фантаст.
Личное дело
Север Феликсович Гансовский (1918-1990) родился в Киеве. Его отец, Феликс Павлович Гансовский, наполовину поляк, умер в 1920-м - через два года после рождения сына. Мать - Элла-Иоганна Ивановна Мей - в том же году перебралась с детьми к родным в Петроград. Дочь зажиточной латышской крестьянки, она была выслана во время ленинградских репрессий середины тридцатых годов, потом арестована, а в 1938 году расстреляна в тюрьме. Север и его сестра Вероника остались на попечении тетки и бабушки.
В 1933 году Север Гансовский «с грехом пополам», по его собственным воспоминаниям, окончил семь классов и уехал в Мурманск, где работал матросом, электромонтером, грузчиком. В 1937 году пытался поступить в Морской техникум в Ленинграде, но не прошел мандатную комиссию, после чего «с горя» отдал документы в Ленинградский электротехнический техникум на Васильевском. Отучившись два курса на «отлично», понял, что не любит эту специальность, после чего ушел из техникума. Работал опять грузчиком, монтером, учился в вечерней школе для взрослых. В 1940 году поступил в Ленинградский государственный университет.
После начала Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт в 1941 году, был снайпером и разведчиком в морской пехоте в составе 4-й морской бригады КБФ. Был несколько раз ранен, вместе с госпиталем вывезен из блокадного Ленинграда в Тюмень, где зимой 1942 года демобилизован по инвалидности. За участие в боевых действиях награждён орденами Отечественной войны I и II степени.
После возвращения с фронта Север Гансовский немало помотался по стране. Сперва уехал в Узбекистан, поступил в Фергане в Московский институт восточных языков, но, проучившись там всего несколько месяцев, решил поехать в Алма-Ату, где находился в эвакуации филфак Московского университета. Однако заболел тифом, оголодал и пошел работать почтальоном в совхоз № 1 НКВД, где и остался на год. Потом был школьным учителем, а позже - секретарем конной части на конном заводе «Дегерез», ездил по табунам и жил в юртах.
В 1945 году, после окончания войны, перебрался в Одессу, где провел два года, существуя на пенсию и перебиваясь случайными заработками. В 1947-м вернулся в Ленинград и восстановился на филологическом факультете университета, который закончил в 1951 году. С 1949 года, ещё будучи студентом, начал печатать в газетах статьи и рассказы.
В 1959 году на Всесоюзном конкурсе получил первую премию за одноактную пьесу «Северо-западнее Берлина» и вторую — за пьесу «Люди этого часа». Пьеса «Сильные на вахте» также получила первую премию на конкурсе.
В жанре научной фантастики Север Гансовский дебютировал в 1960 году рассказом «Гость из каменного века». В 1967 году стал членом Союза писателей СССР - как автор военных рассказов и пьес. Однако основную известность ему принесли именно фантастические произведения. В 1989 году Гансовский стал лауреатом премии «Аэлита» за сборник фантастических повестей «Инстинкт?».
Умер 6 сентября 1990 года в Москве.
Север ГансовскийЧем знаменит
Север Гансовский – один из ярких представителей поколения советских фантастов. Несмотря на то, что он не писал объёмных романов — на его счету меньше десятка повестей и несколько сборников рассказов – писатель по праву занимает место в ряду грандов советской фантастики.
Основной идеей многих произведений Гансовского является встреча человека с неведомым - неизвестными науке существами и явлениями, обитателями антимира и т.п. При этом автора интересует даже не столько описываемый им феномен, сколько реакция на него человека, влияние изобретений и открытий на человеческую жизнь.
Со временем в творчестве Гансовского все большее место занимает тема предупреждения. Он пишет об опасностях, которые таят в себе достижения человеческого гения. Так, одно из самых известных произведений писателя, повесть «День гнева», описывает последствия бесконтрольных биологических экспериментов, результатом которых стало развитие интеллектуальных способностей до человеческого уровня у медведей, которые при этом так и остались хищниками. Тема предупреждения также поднимается в повестях «Часть этого мира», «Побег», «Инстинкт?» и рассказе «Полигон».
В последние годы творчества Гансовский обратился к теме альтернативной истории, «прогрессорства» (термин братьев Стругацких). В повести «Башня», рассказах «Дом с золотыми окошками», «Демон истории» он изучает различные возможности «подкорректировать» или «исправить» реальную историю.
Рассказы и повести Гансовского переведены на множество языков мира. Было несколько экранизации его произведений: мультфильм «Полигон» (1977), фильм «Визит к Ван Гогу» (1985, студия DEFA (Besuch bei Van Gogh) по мотивам повести «Винсент Ван Гог») и фильм «День гнева» (1985, Мосфильм), который критики окрестили «первым советским НФ-хоррором».
О чем надо знать
Север Гансовский приобрел известность не только как писатель-фантаст, но и как художник-график с узнаваемой манерой рисунка. Его иллюстрации к первому изданию повести братьев Стругацких «Улитка на склоне» Борис Стругацкий считал образцовыми для этого произведения.
По воспоминанию самого Гансовского, он «как-то совершенно случайно через Аркадия Натановича Стругацкого» узнал, что умеет рисовать: «Аркадий указал на меня. Вот, мол, Север Гансовский - он рисует. Аркадий, ты что! - возмутился я. - Я никогда не рисовал! На что Аркадий возразил: У меня есть твои рисунки, которые ты рисуешь, когда слушаешь. Ладно, - сказал я, - попробую. Засел и сделал восемь рисунков к повести для журнала. После того, как повесть была опубликована - частью в журнале Байкал, частью в книге Эллинский секрет, тот же человек - зав. литотделом Байкала, привез в Москву экземпляры журнала с повестью. Встреча состоялась опять же в ЦДЛ. Он подарил нам тогда большое количество журналов, и мы, уверенные, что получим еще, раздали их. Теперь же ни у меня, ни у Стругацких нет этих журналов. После этого мне стало интересно, и я начал рисовать. Проиллюстрировал свой сборник и даже разогнался иллюстрировать чужие произведения».
Рисовал Гансовский в стиле пуантилизма. Это объяснялось тем, что после войны у него были искалечены запястья, так что он не мог держать карандаш «щепотью», а зажимал его сразу всеми пальцами. Таким способом тяжело нарисовать линию, а вот точку поставить можно.
Прямая речь:
«Мне вдруг в голову пришла такая повесть, “Шаги в неизвестное” — повесть о фантастическом замедлении времени. Это произведение я принёс в издательство “Детская литература” в тот момент, когда, видимо, и надо было принес ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||