Человек дня: Иосиф Хейфиц
17 декабря 1905 года родился Иосиф Хейфиц, выдающийся советский режиссер.
Личное дело
Иосиф Ефимович Хейфиц (1905—1995) родился в Минске. В 1927 году окончил Ленинградский техникум экранного искусства, годом позже — кинематографический факультет Института истории искусства.
С 1928 года работал на кинофабрике «Совкино», позднее ставшей «Ленфильмом». Совместно с Александром Зархи организовал там молодежное объединение — Первую комсомольскую постановочную бригаду.
В своей совместной книге «Как мы стали режиссерами» Хейфиц и Зархи писали: «Мы впервые вошли в киноателье как мальчишки на побегушках и на самих себе изведали все радости и горести служения сложному и многообразному кино. Кинематографическая теория в 1927 году начинала только слагаться; нигде не учили кинематографу, и никто еще не знал, чему нужно учить. Поэтому, пожалуй, наиболее интересным и правильным путем был наш путь — путь ученичества. …В 1929 году, после двухлетнего ученичества, мы наконец получили право на собственную постановку… Мы совершили невиданный в то время скачок из практикантов в постановщики, минуя промежуточные стадии: помощника режиссера, младшего ассистента, старшего ассистента и т. д.».
Вместе они сняли драму «Ветер в лицо» (1930), комедию «Горячие денечки» (1935), фильмы «Депутат Балтики» (1937), «Член правительства» (1939), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942) и другие картины.
В 1950-х пути режиссеров разошлись. В 1954 году Хейфиц выпустил свою первую самостоятельную картину «Большая семья». В этой и нескольких последующих работах он снял артиста Алексея Баталова. Народная артистка РСФСР Тамара Семина рассказывала, что «его как актера сделал Хейфиц — Большая семья, Дело Румянцева, Дорогой мой человек, Дама с собачкой. От фильма к фильму Баталов становился мастером. Из работы с Хейфицем каждый актер выходил обогащенным, многое о профессии и жизни понявшим».
«Дама с собачкой» была первым и очень удачным обращением режиссера к творчеству Антона Чехова. Картина снималась к столетию писателя, актеры и съемочная группа были отмечены несколькими зарубежными наградами. На смотре фестивальных фильмов в Лондоне в 1960 году Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру этой картины.
Хейфиц отмечал, что Чехов близок ему, потому что «видел в обычном необычное»: «В этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно».
В 1966 году снял фильм «В городе С.» по рассказу Чехова «Ионыч». В 1973 году — картину «Плохой хороший человек» по повести писателя «Дуэль».
Экранизировал Хейфиц и других российских классиков — Тургенева и Куприна: в 1977 году снял фильм «Ася», а в 1982 году — «Шурочку» по повести Куприна «Поединок».
Из современников режиссер дважды обращался к романам Павла Нилина: снял по ним картины «Единственная» и «Впервые замужем».
Хейфиц преподавал в актерской школе при «Ленфильме» и на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
В 1971—1986 годах возглавлял ленинградское отделение Союза кинематографистов СССР.
Иосиф Хейфиц скончался в Петербурге 24 апреля 1995 года. Похоронен на кладбище петербургского поселка Комарово.
Чем знаменит
Иосиф Хейфиц
Из колекции Владимира Молчанова
Один из пионеров советского художественного кино. Совместно с режиссером Александром Зархи снял целый ряд кинокартин: лирическую комедию 1935 года «Горячие денечки», «Депутата Балтики» (1936) о русском профессоре, принявшем революцию, «Члена правительства» (1939), «Малахов курган» (снимался летом 1944 года в освобожденном Севастополе), «Драгоценные зерна» (1948), «Во имя жизни» (о молодых советских хирургах, 1947), «Огни Баку» (О нефтяной промышленности Азербайджана. Фильм был показан только в 1958 году с вырезанной ролью Берии; спустя десять лет из картины также исчез Сталин).
Среди самостоятельных работ Хейфица большинство — мелодрамы на социальные темы: «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «Салют, Мария!», «Плохой хороший человек», «Ася», «Впервые замужем», «Шурочка».
С началом перестройки режиссер обратился к острой социальной проблематике. Это и тема дикой, плюющей на прошлое молодежи в «Подсудимом» (1986), и циничное отношение к старшему поколению в «Вы чье, старичье?» (1988), и пьянство, соединенное с равнодушием окружающих в картине «Рядовой случай» (1993).
Одной из последних работ Хейфица стала мелодрама о театре, гастролирующем по деревням, «Бродячий автобус», вышедшая в 1990 году.
«Я подумал, — рассказывал Хейфиц, — что если этой картине вдруг будет суждено стать последней, то я расскажу о тех, кого я любил и продолжаю любить больше всего, — актерах!».
О чем надо знать
Режиссер был дважды женат. Его первой супругой была актриса Янина Жеймо, известная по фильму «Золушка» 1947 года. В браке с ней в 1940 году родился сын Юлий Жеймо, польский кинооператор.
В браке с московской красавицей Ириной Светозаровой родились кинорежиссер Дмитрий Светозаров и художник-постановщик Владимир Светозаров.
Отношения Хейфица с Жеймо распались из-за неразберихи войны. В начале блокады Ленинграда режиссер эвакуировался с детьми (дочь Жеймо Янина Костричкина и их общий сын) в Ташкент. Янина Болеславовна осталась с сестрой в Ленинграде, ездила с концертными бригадами поддерживать защитников города.
В 1942 году Жеймо с группой актеров и родственниками смогла на самолете покинуть блокадный город. Эшелон, в который сели актеры, разбомбили. Увидеться с мужем Жеймо смогла только спустя год. Все это время Хейфиц и ее дочь от первого брака думали, что она мертва.
«Прошло больше года, и Иосиф Ефимович начал ухаживать за другой дамой, — рассказывала Янина Костричкина. — Однажды, этот момент я помню, как если бы все произошло вчера, я стояла у окна в гостинице, где мы жили. Вдруг вижу — ко входу подъезжает автобус, из него выходят люди, и среди них мама — живая и невредимая. Я остолбенела — не могла ни пошевелиться, ни что-то сказать».
Супруги расстались. Жеймо впоследствии вышла замуж за польского режиссера Леона Жанно. В кадре после «Золушки» она появилась лишь однажды, в небольшой роли.
Прямая речь
Об актерах («Российская газета», вероятно, 1990 год): «Всеволод Пудовкин как-то сказал: Если у тебя нет хорошего оператора, то ты снимешь средний фильм, если у тебя нет хорошего второго режиссера, то фильм будет еще хуже, чем средний, если у тебя не будет великого художника, то ты снимешь плохой фильм, но если у тебя не будет великого актера-героя, то можешь менять профессию. Поэтому я считал за счастье пригласить на съемочную площадку таких ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||