Предлагаемая Минюстом России корректировка закона об адвокатуре: позиция профессионального сообщества
Мария Шувалова
Dilendom / Depositphotos.com 16 декабря завершилось общественное обсуждение разработанного Минюстом России законопроекта, предполагающего внесение ряда довольно значимых изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (далее – закон № 63-ФЗ). Проект, как сообщил вчера в ходе онлайн-встречи руководства Федеральной палаты адвокатов РФ с журналистами по итогам 2021 года президент палаты Юрий Пилипенко, в течение нескольких месяцев обсуждался на площадке министерства с участием специально созданной рабочей группы ФПА РФ. В результате по многим вопросам, которые затрагивает законопроект, мнение палаты было учтено, поэтому к большинству положений итогового – опубликованного для общественного обсуждения – текста у адвокатов принципиальных замечаний нет.
Законопроектом предлагается, в частности, уточнить требования к адвокатскому запросу и порядку его рассмотрения. Так, планируется закрепить в ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ правило о том, что соглашение об оказании юридической помощи не может заключаться только с целью направления адвокатского запроса. Напомним, летом текущего года Совет ФПА РФ обратил внимание дисциплинарных органов адвокатских палат регионов на недопустимость использования адвокатами права на направление обязательного к исполнению адвокатского запроса в качестве отдельной самостоятельно оплачиваемой услуги (Решение Федеральной палаты адвокатов РФ от 8 июля 2021 г. Об адвокатском запросе).
Для составления договора оказания юридических услуг воспользуйтесь сервисом Конструктор правовых документов системы ГАРАНТ
Попробовать сейчас
Также законопроект предполагает введение (в п. 4 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ) нового основания для отказа в предоставлении запрошенных адвокатом сведений: если запрос содержит в себе просьбу о разъяснении правовых норм, представлении позиции по вопросам правового или неправового характера, а также явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок. Кроме того, предлагается прописать в указанной статье необходимость возвращения органами власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами, не уполномоченными на решение поставленных в адвокатском запросе вопросов, данного запроса адвокату с указанием органа или должностного лица, в компетенцию которых может входить разрешение этих вопросов, в течение семи дней со дня регистрации запроса.
Уточнить предлагается и требования к претендентам на получение статуса адвоката, а именно, к их образованию. Правило о том, что адвокатом может стать только лицо, имеющее высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности (п. 1 ст. 9 Закона № 63-ФЗ), разумеется, сохраняется. Но лица, окончившие магистратуру по направлению Юриспруденция, смогут получить статус адвоката только при наличии диплома бакалавра по соответствующему направлению. То есть человек, который отучился на бакалавра, например, экономики, а потом окончил юридическую магистратуру, адвокатом в таком случае быть не сможет.
Перечень документов, которые согласно п. 2 ст. 10 Закона № 63-ФЗ претенденты должны представлять в квалификационную комиссию адвокатской палаты, планируется дополнить справкой об отсутствии судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования и документом, подтверждающим факт того, что претендент не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах.
Ведущиеся в настоящее время территориальными органами юстиции реестры адвокатов субъектов РФ планируется заменить единым государственным реестром адвокатов (далее – единый реестр), который будет вести непосредственно Минюст России. Часть сведений об адвокатах, содержащихся в едином реестре, предполагается сделать общедоступными. Скорее всего, к таким сведениям будут относиться реестровый номер, Ф. И. О. адвоката, регион, в котором находится его адвокатское образование, действительность статуса. Когда обсуждался вопрос отражения в едином реестре реестровых номеров адвокатов, пришли к заключению, что они должны, как и сегодня, указываться с префиксом, отражающим принадлежность адвоката к сообществу конкретного региона, – отметил первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев.
Предлагается также законодательно закрепить момент возникновения права на осуществление адвокатской деятельности – согласно законопроекту им будет являться момент внесения сведений об адвокате в единый реестр. Порядок внесения сведений предусмотрен такой: совет адвокатской палаты в течение семи дней со дня принятия присяги адвоката успешно сдавшим квалификационный экзамен лицом уведомляет о получении им статуса адвоката и принятии присяги территориальный орган юстиции, который в 15-дневный срок со дня получения этого уведомления вносит сведения об адвокате в единый реестр и выдает адвокату удостоверение. То есть на практике ничего по сравнению с действующим порядком не изменится, кроме срока: сейчас на внесение сведений об адвокате в региональный реестр и выдачу адвокату удостоверения территориальному органу юстиции отводится месяц (п. 1 ст. 15 Закона № 63-ФЗ).
Предусматривается законопроектом закрепление в Законе № 63-ФЗ также срока для принесения присяги – три месяца с момента сдачи квалификационного экзамена (такой срок, напомним, предусмотрен и сейчас – в п. 2 ст. 4 Кодекса профессиональной этики адвоката). Причем в случае, когда в указанный срок присяга не принесена, предлагается аннулировать решение квалификационной комиссии о присвоении данному лиц статуса адвоката (с указанием на то, что срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен по решению адвокатской палаты).
Кроме того, предлагается установить срок действия удостоверения адвоката – 15 лет – с необходимостью последующей его замены в установленном Минюстом России порядке. Также планируется в п. 3 ст. 15 Закона № 63-ФЗ вместо перечисления судов, допуск в которые осуществляется при предъявлении удостоверения адвоката, указать, что оно подтверждает право беспрепятственного доступа адвокатов в связи с осуществлением профессиональной деятельности в здания любых судов всех инстанций.
Отдельную новую ст. 39.1 Закона № 63-ФЗ предлагается посвятить комплексной информационной системе адвокатуры России (КИС АР) как системе, предназначенной для автоматизации деятельности ФПА РФ, адвокатских палат регионов, адвокатских образований, непосредственно адвокатов, и осуществления всех видов информационного взаимодействия. КИС АР, как предполагается, будет использоваться в том числе для передачи ФПА РФ Минюсту России в электронном виде сведений, содержащихся в реестрах адвокатских образований, информации о претендентах, успешно сдавших квалификационный экзамен, и о принесении ими присяги адвоката, о претенде ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||