Украина как евразийская проблема
«Новоросс.info» - ЕВРАЗИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА УКРАИНУ
Глядя на то, что происходит сегодня на Украине, невольно задаешься вопросом: а не видим ли мы всё это в страшном «гоголевском сне»? Да что тут Гоголь! Я думаю, что такое не могло бы присниться даже и ему, всю жизнь влюблённому в свою Малороссию. И для того, чтобы попытаться осмыслить то, что не поддаётся разумному осмыслению, невольно обращаешься к прошлому, ища в нём ответ у тех столпов культуры, кто является опорой нашей исторической памяти. К числу таких людей относится русский мыслитель, филолог с мировым именем, основоположник евразийского направления русской исторической мысли, князь Николай Сергеевич Трубецкой.
Вынужденный эмигрировать в эпоху революционной катастрофы со своей любимой Родины, он выпустил в Париже в 1927 году работу «К украинской проблеме» в сборнике «Евразийский временник» (Н.С. Трубецкой. История. Культура. Язык. М., 1995, сс. 362-380). С той поры прошло уже без малого сто лет, однако, высказанные там мысли и затронутые проблемы не канули в былое, и на них следует остановиться сейчас.
Непосредственным поводом к этой работе Н.С. Трубецкого явилось потворствование советской властью на Украине в тот период (1920-е годы) культурному сепаратизму для того, чтобы обезоружить сепаратизм политический. Но эта близорукая политика, которую проводил в то время на Украине нарком Л.М. Каганович, разрушала единство русского мира. Однако, как русского мыслителя и теоретика культуры, Н.С. Трубецкого интересовали фундаментальные проблемы, не связанные напрямую с сиюминутной игрой политических сил. Эти проблемы касались общерусских задач и судеб славянства, связанного историческими узами православной веры, языка, культуры и государственности. Нам хотелось бы осмыслить всё то, что было продумано, выстрадано и высказано Н.С. Трубецким в свете реалий не только сегодняшнего дня, но также близкого и далёкого прошлого, ибо, в минувшем таятся корни теперешних и грядущих событий.
«НАША ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРАШНОЙ»
Так высказывался главнокомандующий Украинской повстанческой армии, капитан СС, греко-католик Роман Шухевич.
«Немецкие солдаты, ожидавшие приказа о наступлении, с ужасом освобождали дорогу… «Нахтигалевцы» взяли в зубы длинные кинжалы, засучили рукава гимнастерок, держа наизготовку автоматы. Их вид был омерзителен, когда они в 23:00 29 июня 1941 года бросились в город… Словно бесноватые, громко гикая, с пеной на устах, с вытаращенными глазами, неслись украинцы улицами Львова… Каждый, кто попадался им в руки, был жестоко казнён». Так писал германский историк Брокдорф об украинских легионерах батальона «Нахтигаль» (в переводе на русский язык «соловей»), сформированного перед войной Абвером, кровавая агрессивность которых ужаснула даже видавших виды германских военных (Щёголев С. История «украинского» сепаратизма. М., 2004, с.466). Всё,
32b8
описанное выше германским историком, походит на коллективную бесоодержимость. Невольно вспоминаются некоторые кровавые эпизоды киевского майдана февраля 2014 года, ввергнувшего Украину в геополитическую пропасть и нанесшему ей смертельную рану. На ум приходят известные слова Фридриха Шиллера: «Но что всех ужасов страшнее – твоё безумье, человек!» Н.А. Бердяев называл это состояние умов, применительно к некоторым событиям современной ему Европы первой половины XX века, «бестиализацией сознания».
Украинские легионеры и не подозревали о существовавшем уже тогда немецком плане «Ост», согласно которому после победоносной войны над СССР предусматривалось выселение в Сибирь 65% малороссов, а остальные подлежали «онемечиванию», как исполнители чужой политической воли. Но ничто не могло остановить, ослеплённых ненавистью к России, идеологов украинского национализма.
ОТ УКРАИНОФИЛЬСТВА К РУСОФОБИИ
Эти экстремистские взгляды имели свою предысторию, восходящую еще к первой четверти XIX века, когда в известных кругах малороссийской интеллигенции стала созревать идея о культурной и даже политической независимости Украины от России, что привело к созданию в 1847 году славянского, украинофильского «Кирилло-Мефодиевского братства». Главными его организаторами были знаменитый украинский поэт Т.Г. Шевченко, крупнейший историк Н.И. Костомаров и создатель украинской азбуки П.А. Кулиш.
Одним из ведущих лидеров этого направления уже в конце ХIX века стал известный историк, профессор Львовского университета М.С. Грушевский, выходец из греко-католической семьи и первый председатель Украинской Рады в 1918 году. Он пытался доказать, будто русские и малороссы – народы разных исторических корней и утверждал, что Киевская Русь принадлежит только истории Украины (Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. Львов, 1905). Ему вторил будущий переводчик на украинский язык «Майн кампф» Адольфа Гитлера Д.И. Донцов (1883-1973), который еще в начале Первой мировой войны в воззвании «К украинскому народу России» писал: «В полном сознании своей исторической миссии защищать свою древнюю культуру от азиатского варварства московитов. Украина всегда была открытым врагом России, и в своих освободительных устремлениях она всегда искала помощи у Запада, особенно у немцев… Мы, украинцы России, соединившиеся в «Союз освобождения Украины», употребим все силы для окончательного расчёта с Россией» (Щёголев С. Ук. соч., с.457).
История, увы, повторяется. И геополитические причины, связанные с кровавым разделом мира на «великой шахматной доске истории», породившие две мировые войны и расчленение Советского Союза, не ушли в небытие. То, что происходило, происходит и будет происходить на Украине, можно предвидеть и понять только через призму многовековой истории этого многострадального края, волею исторической судьбы поставленного между Россией и Европой.
ГРАНИЦЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
В 1927 году, когда в Париже вышла упомянутая работа Н.С. Трубецкого, в Берлине была опубликована монография «отца геополитики» Карла Хаусхофера «Границы в их географическом и политическом значении». В ней Хаусхофер вводит понятие «религиозно-географических» границ, или «границ мировоззрений» (Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. М., 2001, с.123). Для мировой истории культуры эти понятия имеют гораздо большее значение, чем географические, экономические и даже геополитические представления. Они дают нам возможность рассуждать о «духовной географии мира», о планетарных центрах духовного тяготения и отталкивания. О невидимой огненной лаве человеческого духа, до поры до времени, сокрытой в подспудных глубинах коллективно-бессознательных эмоций. Они могут быть мгновенно трансформированы под воздействием эндогенных и экзогенных факторов с помощью религиозно-культурного кода в соборно-осознанные коллективные действия, или обрушиться вовне неуправляемой лавиной бессознательного хаоса. Незримая «геопсихотектоника» периодически делает явными линии геоментального разлома между странами и народами. И никакие сверхценны ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||