Человек дня: Владимир Татлин
28 декабря 1885 года родился художник Владимир Татлин, один из основателей русского авангарда.
Личное дело
Владимир Евграфович Татлин (1885 – 1953) родился в Москве в семье Евграфа Никифоровича Татлина и Надежды Николаевны (урожденной Барт). Татлин вспоминал о родителях: «Отец —…инженер-технолог, по окончании технологического института в Петербурге поступил на службу в качестве инженера путейца… Как передовой того времени инженер, был командирован за границу для изучения специальных вопросов железнодорожного дела… Мать — поэтесса… Окончила Бестужевские курсы. Ее стихи печатались в передовых журналах того времени. Ее творчество было близко к Некрасову, Полонскому. Встреча отца с матерью произошла на погребении Полонского, где мать читала на смерть поэта свои стихи». В 1889 году Надежда Николаевна умирает, в 1896 году семья переезжает в Харьков, где отец женится во второй раз.
Владимир Татлин поступил в Харьковское реальное училище, но после окончания третьего класса убежал из дома и отправился в Одессу. Там он устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход, совершавший плавание в Болгарию и Турцию.
Заработав денег, Владимир Татлин направился в Москву, где познакомился с молодыми художниками, занимавшимся писанием икон. Во время работы с ними подготовился к поступлению в Московское художественное училище, куда был принят в 1902 году. Однако уже на следующий год Владимира Татлина отчислили «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».
В 1904 году он поступил в Одесское училище торгового мореплавания и совершил плавание на учебном парусном судне «Великая княжна Мария Николаевна». Наконец, в 1905 году Татлин становится учащимся Пензенского художественного училища, которое окончил в 1910 году. В годы учебы в летние месяцы делает копии древнерусских церковных фресок, посещает Москву и Санкт-Петербург, знакомится с Михаилом Ларионовым, братьями Бурлюками и авангардистами. В 1909 году дебютировал на Третьем салоне журнала «Золотое руно» в Москве.
С 1911 года живет в Москве, но каждое лето совершает плавания в качестве матроса из Одессы по Средиземному морю в Турцию, Грецию, Италию и Египет. «В промежутках между художественным училищем и училищем живописи, ваяния и зодчества я направлялся в дальнее плавание для заработка, а также это давало мне возможность видеть: корабли, море, разные иные земли, людей, рыб и птиц…».
Татлин сближается с Ларионовым, участвует в выставках «Союза молодежи» в Петербурге, объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в Москве, иллюстрирует сборники футуристов. Организует мастерскую в доме 37 по Остоженке, где вместе с ним начинают работать братья А. А. и В. А. Веснины, А. А. Моргунов, Н. А. Удальцова, Л. С. Попова, В. М. Ходасевич, Р. Р. Фальк и другие.
С 1914 года работает в новом, им самим изобретенном жанре искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф». Рельефы представляли собой трехмерные композиции из дерева, металла, стекла, штукатурки, картона, левкаса, гудрона и других материалов. Демонстрирует свои произведения на футуристических выставках в Москве и Петербурге. В 1916 году переносит мастерскую на Старую Басманную улицу.
Во время Февральской революции участвовал в организации «левого блока» деятелей искусства в Петрограде и профсоюза художников-живописцев. В 1918 году становится председателем Московской художественной коллегии отдела ИЗО Наркомпроса. Руководит живописной мастерской в Государственных свободных художественных мастерских в Москве, а также мастерской «Материала, объема и конструкции» в Петроградских свободных художественных мастерских.
В 1923 году Татлин в качестве режиссера и художника-сценографа поставил драматическую поэму Хлебникова «Зангези», одновременно выступив в спектакле как чтец.
В 1923-1924 годах Татлин возглавляет отдел материальной культуры Государственного института художественной культуры (Гинхука), где проектирует новые типы мебели, отопительных приборов, одежды, посуды для массового производства. Модель пальто была одобрена для производства трестом «Ленинградодежда». В 1925 году переезжает в Киев, где становится профессором Киевского художественного института, заведует его театра-кино-фотоотделением, а также оформляет спектакли Киевского детского театра.
После 1927 года вновь живет в Москве, преподает на двух факультетах Вхутеина: керамическом и деревоотделочном и металлообрабатывающем факультета (дерметфак). После перевода керамического факультета в Институт силикатов и стройматериалов, продолжал преподавать там до 1933 года.
Развернувшаяся борьба с «формализмом в искусстве» приводит к тому, что Татлин перестает преподавать и создавать масштабные проекты в области «производственного искусства». В 1930-1940-е годы он много занимается книжной иллюстрацией, создает оформление спектаклей для московских театров. В это время художник возвращается к станковой живописи, которой не занимался несколько десятилетий, но работ своих не выставляет.
Последние годы Владимир Татлин жил в крайне стесненных обстоятельствах, зарабатывал на жизнь, консультируя студентов архитектурного института.
Умер Владимир Татлин в Москве 31 мая 1953 года.
Владимир ТатлинЧем знаменит
Татлин один из крупнейших деятелей русского авангарда. Отказавшись от изображения предмета, он делает объектом искусства сам предмет (в «живописных рельефах»), а затем и вовсе отказывает от плоскости как последнего элемента традиционного искусства (в «контррельфах»). После 1917 года приходит к конструктивизму, полагая, что художник должен создавать не бесполезные картины, а нужные объекты: разрабатывать модели одежды, предметов быта, мебели, летательных аппаратов, зданий.
О чем надо знать
Грандиозным проектом Владимира Татлина стал Памятник III Коммунистического интернационала (известный как «Башня Татлина»). По замыслу автора, его должны были соорудить в Петрограде.
Основой памятника должна была стать железная конструкция высотой 400 метров из двух наклонных спиралей. Угол наклона башни составлял 23,5°. Внутри спиральных конструкций предполагалось разместить несколько вращающихся зданий. Самое большое, нижнее, имело форму куба. Он было предназначено для законодательного собрания и проведения съездов, вращалось со скоростью один оборот в год. На следующем уровне было здание в виде пирамиды. Пирамида вращалась со скоростью одного оборота в месяц и была предназначена для исполнительных органов Коминтерна, а в перспективе – для правительства земного шара. Выше шел цилиндр, делающий один оборот в день. Здесь предполагалось разместить информационные бюро, газету, телеграф, радиостанцию. Еще выше планировалось здание в виде полусферы, с периодом вращения в ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||