Россияне стали предпочитать подержанные авто
Дефицит новых автомобилей, общий рост цен и нестабильность доходов привели к тому, что россияне переключили свой спрос с новых авто на подержанные, следует из обзора аналитиков автомобильного рынка РФ. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах. Западные аналитики сообщают, что лучшей инвестицией для частного инвестора в уходящем году стали подержанные автомобили: они дорожают быстрее, чем фондовый рынок и некоторые криптовалюты. Эксперты не видят предпосылок к замедлению роста цен на авто с пробегом и в 2022 году.
Если рекомендованные розничные цены на новые модели автомобилей с января 2021 года выросли на 11%, то на подержанные — в 1,5 раза, следует из исследования сервиса «Авто.ру». По словам аналитиков, в декабре средняя цена подержанного автомобиля на портале сервиса составила 940 тыс. руб. И новые, и подержанные авто дорожали в первую очередь по причине общего роста цен и изменения структуры рынка.
Аналитическое агентство «Автостат» сообщало, что средняя цена подержанного легкового автомобиля в декабре 2021 года достигла 970 тыс. руб. При этом в начале года средняя цена автомобиля на вторичном рынке в России составляла 688 тыс. руб. Эксперты прогнозируют, что в начале 2022 года средняя цена подержанного авто в России превысит отметку в 1 млн руб.
В агентстве рост цен на вторичном рынке объясняют инфляцией, а также нехваткой новых автомобилей у дилеров. «Дефицит новых автомобилей вызван сбоями в поставках электронных компонентов. Из-за дефицита комплектующих мировые автопроизводители были вынуждены сократить ранее планировавшиеся объемы производства», — говорят в «Автостате».
По данным исследования «Авто.ру», во второй половине года количество объявлений о продаже авто сократилось в среднем на 15% относительно первого полугодия. При этом спрос поднялся на 20%. В ноябре количество предложений на вторичном рынке упало на 24% по сравнению с началом года.
По словам аналитиков, в первом полугодии их количество не снижалось, а во втором полугодии дефицит новых автомобилей и резкий рост цен на них заставили россиян повременить с обновлением личного транспорта, машин в продаже стало заметно меньше. «Однако интерес к подержанным авто в этом году практически не падал. Снижение спроса на 10% было зафиксировано только в июле, а в августе показатель вернулся на прежний уровень. В сентябре и октябре активность пользователей заметно выросла — плюс 10–12% относительно января-февраля», — отмечают в «Авто.ру».
Повышенный спрос на подержанные машины виден и по регионам РФ. Так, автомобильный портал «Дром» сообщает, что почти 70% автолюбителей Пермского края за последний год приобрели машины, стоимость которых не превышала 500 тыс. руб., и лишь каждый пятый уложился в бюджет от 500 тыс. до 1 млн руб. Две трети автовладельцев Амурской области также купили авто не дороже 500 тыс. руб., и лишь четверть — стоимостью выше этой суммы. В целом по РФ прослеживаются аналогичные тенденции. Как следует из данных портала, в среднем по РФ 64% россиян потратили менее 500 тыс. руб. на покупку авто в 2021 году. Машины стоимостью от 500 тыс. до 1 млн руб. приобрели 24% опрошенных.
При этом продажи новых машин падают. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) сообщали, что по итогам ноября продажи новых легковых автомобилей России снизились на 20,4% в годовом выражении и составили 125 тыс. штук. И ассоциация ожидает, что в 2022 году существующий негативный тренд сохранится и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся. В АЕБ полагают, что повышение ставки утилизационного сбора, а также отмена нулевой ввозной пошлины на электромобили могут негативно повлиять на авторынок.
Спрос на авто с пробегом растет не только в РФ. В частности, CNBC передает, что подержанные автомобили стали выгодной инвестицией в 2021 году. Президент исследовательской компании Bianco Research Джим Бьянко отмечает, что подержанный автомобиль в уходящем году дорожает быстрее, чем фондовый рынок и даже некоторые криптовалюты. Биткоин вырос примерно на 5% за последние четыре месяца, индекс S&P 500 — на 26% в этом году, а средняя цена подержанного автомобиля в ноябре в США составила 27,5 тыс. долл., что на 27% больше, чем годом ранее, передает СМИ со ссылкой на данные американской компании Kelley Blue Book, которая занимается оценкой транспортных средств и исследованиями в области автомобилестроения.
По мнению экспертов, причин подорожания несколько. Во-первых на ценообразование на новые автомобили влияет дефицит полупроводников, а во-вторых — спекуляция. «То, что мы видим на рынке подержанных автомобилей, — это спешка людей, которые хотят их купить, и спешка людей, которые хотят ими спекулировать. Покупайте их сейчас, потому что дальше они будут только дорожать», — отметил Бьянко. Он также считает, что у рынка подержанных автомобилей есть все признаки «пузыря». «Цены на подержанные автомобили должны падать с течением времени, а не наоборот. Тем не менее в этом году они подорожали», — добавил Бьянко.
Эксперты «НГ» рост спроса на поддержанные авто связывают с низкими доходами населения. «В связи с сокращением производства новых автомобилей из-за дефицита полупроводников в 2021 году их стоимость выросла в среднем на 11%, а средняя стоимость нового автомобиля достигла 3 млн руб. Этот фактор, а также дефицит новых автомобилей на рынке стали причиной повышенного спроса на автомобили с пробегом», — поясняет гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич. Он также считает, что подержанные автомобили оказались для россиян отличным вложением средств. «Только за последние четыре месяца они подорожали до 20%», — подчеркивает эксперт, ожидая, что и в 2022 году цены на авто с пробегом будут увеличиваться.
«Автомобили в возрасте до 3–5 лет с небольшим пробегом будут пользоваться особой популярностью как альтернатива новым. При этом рост цен на них может достичь еще 15–20%», — не исключает Терлюкевич. Он также прогнозирует сохранение дефицита новых автомобилей в первой половине 2022 года.
Российский авторынок находится в состоянии дисбаланса, подчеркивает гендиректор компании АВТОDOM Андрей Ольховский. Эксперт также ждет дальнейшего удорожания новых автомобилей в следующем году из-за сохраняющихся проблем с логистикой и приостановкой производства авто из-за нехватки электронных компонентов. «В 2022 году стоимость авто с пробегом продолжит увеличиваться по причине неготовности автовладельцев выставлять на продажу автомобили в хорошем состоянии. В новом году эта ситуация приведет к недостатку автомобилей с пробегом», — ожидает Ольховский.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||