Метавселенные IT-корпораций стали удобной дорогой в ад
Бедноту погрузят в виртуальную реальность ради «золотого миллиарда
Слово «метавселенная» уже прочно вошло в обиход, а это значит, что ставшие сестрами братья Вачовски сняли абсолютно пророческий фильм «Матрица». Метавселенные, над созданием которых сейчас изо всех сил работают IT-гиганты, станут первым шагом к новой форме существования человечества в дивном мире компьютерных иллюзий. Так что же такое метавселенные и куда нас ведут?
Марк Цукерберг, хозяин Фейсбука, переименовавший свою компанию в Meta, дал очень короткое определение: метавселенная — это «объемный интернет». На сайте Meta определение звучит так: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».
Автор эссе о метавселенных, можно сказать их идеолог, венчурный инвестор Мэттью Болл выделяет семь основных принципов метавселенной.
Первое. Однажды запущенная, она должна быть постоянной, без пауз или перезагрузок — это бесконечный мир.
Второе. Она должна существовать синхронно для всех и в реальном времени. Условно говоря, вышел из нее на три часа, вернулся, а для всех находящихся в метавселенной также прошло три часа, и значит, ты пришел в уже изменившуюся вселенную.
Третье. Не должно быть ограничения на количество пользователей.
Четвертое. В метавселенной должна быть своя полностью работающая внутренняя экономика. То есть люди смогут не только тратить в ней деньги, но и зарабатывать (это можно и сейчас в ряде игр), но и открывать свой бизнес, делать банковские вклады, инвестировать.
Пятое. Метавселенная должна служить дополнением реального мира, связывать воедино жизнь реальную и виртуальную. (Болл не говорит о том, что метавселенная заменит человеку реальную жизнь, но это вопрос времени.)
Шестое. У пользователя должна быть «беспрецедентная совместимость» данных. То есть, утрируя, угнанную в GTA машину вы сможете использовать, чтобы ездить по чернобыльской зоне в «Сталкере».
Седьмое. Метавселенная должна быть открытой для любых авторов и создателей контента, которые смогут делать внутри этого мира что-то своё.
Получается, что, надев шлем виртуальной реальности вы сможете попасть в огромную симуляцию, где можно общаться с друзьями, учиться, работать, ходить в магазины, развлекаться.
Это выглядит логичным продолжением того, что мы имеем сейчас. За время пандемии стали привычными, например, совещания на платформах типа Zoom. Но зачем смотреть в плоский экран, если можно за долю секунды очутиться в виртуальном зале совещаний и видеть и слышать всех коллег разом, сидящих за одним столом?
Зачем набивать сообщение в мессенджере, если сидя в симуляции кофейни можно «позвать» своего друга и он, а точнее его аватар, если не занят, тут же окажется рядом (хотя физически может быть на другом конце света). Цукерберг, на презентации Meta, приводил в пример реальную кофейню, где посетитель, находясь в очках дополненной реальности, сможет одним взмахом руки развернуть перед собой рабочие мониторы и, например, «пригласить» уже в виртуальном пространстве коллегу, который тоже будет видеть эти мониторы. Для обычного посетителя со стороны это будет выглядеть странно – сидит человек в очках, что-то показывает руками, что-то говорит. Но мы же привыкли к говорящим по беспроводной гарнитуре людям? Да и будут ли «обычные посетители», не дополненные гаджетами?
В метавселенной можно будет примерить в виртуальной примерочной одежду и купить ее, или, например, взять на тест-драйв виртуальную машину, характеристики которой будут полностью идентичны ее физическому аналогу. И опять же, если понравится, оформить покупку.
Точно так же можно будет общаться и с государством. Например, заходить в виртуальный офис «Мои документы». В Южной Корее уже отчитались об успешности имплементации программы «Untact», предусматривающей создание «бесконтактного общества» - метавселенной для граждан Сеула, в которой горожане смогут общаться с «голограммами» чиновников, но не только. Там хотят полноценную виртуальную реальность, вплоть до возможности брать автографы у звезд дико популярного Кей-попа.
Некоторые «зачатки» метавселенных уже есть в компьютерных играх, где можно не только проходить игровые задания, но и, например, вместе сходить на концерт. В той же игре «Майнкрафт» дети учились в построенных здесь виртуальных школах во время пандемии.
То есть метавселенная – это новый открытый мир, в котором взаимодействие с сетью, а по сути – жизнь, будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Цукерберг, например, считает метавселенную аналогом телепорта — люди смогут, пусть и не физически, мгновенно перемещаться между пространствами.
Сейчас над собственными метавселенными работают многие компании и, конечно, главным вопросом будет их совместимость. Но многие теоретики считают, что в конечном итоге эти разрозненные миры сольются в один, словно шарики ртути.
Безусловно, стоит проблема не только совместимости на программном уровне. Есть и технические вопросы «доступа». В настоящее время это, в основном, шлемы виртуальной реальности и очки дополненной реальности. Оборудование довольно громоздкое и не слишком удобное. Кроме того, оно не передает в полной мере «реальность» мира. Однако и в этом направлении есть успехи. Можно вспомнить и простые аттракционы виртуальной реальности, вполне достоверно имитирующие с помощью специальных кресел, например, американские горки или полет на парашюте.
Скорее всего будет решен и вопрос передачи запахов. Возможно, доступ в виртуальную реальность сможет обеспечить и вживление чипов непосредственно в мозг. Тот же Илон Маск уже показывал чипированную обезъяну, вполне успешно игравшую силой мысли в примитивную компьютерную игру.
Еще один важный вопрос – единая валюта. Вполне вероятно, что ею могут стать получившие сейчас развитие NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — сертификат обладания цифровым объектом.
Интересно, что метавселенных в полном объеме еще нет, а «повесточка» в них уже вклинивается. Буквально в декабре в виртуальной реальности произошло первое домогательство. Женщины-тестировщик компании Meta заявила, что в виртуальной реальности Horizon Worlds её аватар «ощупал» незнакомец. Она назвала это домогательством. Компания в кратчайшие сроки провела внутреннее расследование и заявила, что девушка должна была воспользоваться инструментом «Безопасная зона» – защитным куполом, который делает присутствие в Horizon Worlds анонимным для окружающих и позволяет проявлять видимую активность только в случаях, когда этого хочет владелец аватара. Несмотря на весь сюрреализм, вице-президент Horizon заявил, что сожалеет о случившемся. А на основе этого опыта будет «сделан простой и понятный инструментарий для защиты пользователей от домогательств». Дело, конечно, не только в «повесточке», а в том, что новы ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||