Насколько эффективна израильская стратегия "войны между войнами"
Исследовательский центр «Альма» гораздо моложе таких известных «мозговых трестов», как Институт исследований в сфере национальной безопасности (INSS) или Институт политики и стратегии при Университете имени Райхмана (бывший Герцлийский междисциплинарный центр).
«Альма» ориентирована на англоязычную аудиторию и специализируется на анализе тенденций в мусульманских сообществах в соседних с Израилем странах, уделяя особое внимание тому, как это влияет на проблемы безопасности вдоль северной границы страны.
Его основатель и руководитель подполковник (в резерве) Сарит Захави, 15 лет работала в военной разведке. Захави имеет степень магистра в сфере ближневосточных исследований Университета Бен-Гуриона. Она, как и все сотрудники центра, живет на севере Израиля, а информацию об обстановке на границе получает из первых рук. В последнее время центр приобрел авторитет одного из ведущих в сфере анализа ситуации в Сирии и Ливане.
В последнем обзоре «Альмы» от 4 января подводится итог многолетней политики войны между войнами. Такое кодовое название получила продолжительная серия операций в Сирии, проведение которых приписывают Израилю. По мнению аналитика, это ясная стратегия, которая заключается в том, чтобы не позволить иранским военным закрепиться в этой стране. Идея состоит в том, чтобы, не доводя дело до войны, наносить удары исключительно по вооружению, по возможности избегая ликвидации тех, кто командует террористами. Атаки проводятся только против целей, в которых высока вероятность исключить случайные жертвы.
Только в 2020 году на Ближнем Востоке было атаковано около 400 целей, большинство из которых - в Сирии. Главным образом ударам подвергались объекты, связанные с иранскими террористическими группировками. В 2021 году было атаковано еще около 200 целей. Но одна из претензий к эффективности подобной политики звучит следующим образом: «Разве это не то же самое, что пытаться вычерпать море ложкой?»
Как пишет Захави, мы знаем, сколько атак было совершено, потому что о них сообщили сирийцы. Мы понимаем, что обычно это стратегическое оружие или его компоненты, такие как детали для сборки высокоточного оружия, ракеты большой дальности и, возможно, БПЛА различных типов. Однако мы не имеем точной информации, сколько оружия ускользнуло из поля зрения израильской разведки и достигло Ливана, где вооружение Хизбаллы размещено в домах местных жителей и где осуществлять политику войны между войнами гораздо труднее.
28 декабря 2021 года была проведена привлекшая к себе широкое внимание атака на два контейнера в сирийском порту Латакия. Там, по всей вероятности, находилось оружие, прибывшее по морю и предназначенное для перевозки грузовиками на объекты «Хизбаллы» в Ливане. Сирийцы опубликовали фотографии сгоревших контейнеров и разбитых окон в зданиях около порта.
По мнению Захави, пока сложно сказать сигнализируют ли нападения на порт Латакия об эскалации или о новых оперативных возможностях ЦАХАЛа, позволяющих предотвратить контрабанду оружия еще до его погрузки на грузовики. Однако важно отметить, что это чувствительная зона операций, ибо неподалеку находится российская авиабаза Хмеймим. Тем не менее, никакого официального осуждения атаки со стороны российской стороны не последовало».
Оценивая картину за 2021 год в целом, эксперт делает вывод, что ни русские, ни американцы, ни сирийцы не заинтересованы в военном присутствии Ирана в Сирии. Однако похоже, что единственный игрок, который готов делать «черную работу» и действовать против Тегерана - это Израиль.
Даже если ЦАХАЛ будет придерживаться политики без комментариев и воздерживаться от ответственности за любое нападение, израильское руководство ясно дает понять, что будет бороться с попытками Ирана создать военную базу на Ближнем Востоке, поскольку это представляет прямую угрозу безопасности Израиля.
По мнению Захави, «только когда разразится война, Израиль поймет, была ли политика войны между войнами эффективной и удалось ли предотвратить экзистенциальную опасность не только для еврейского государства, но и для стабильности всего региона».
В этом контексте она отмечает недавнюю саудовскую кампанию, целью которой было продемонстрировать причастность Ирана и Хизбаллы к атакам на Йемен и на саму Саудовскую Аравию. По данным саудитов, с 2015 года хуситы в Йемене совершили 850 атак посредством БПЛА против королевства, в результате которых погибли 59 мирных жителей Саудовской Аравии.
Если это действительно так, то в руках « Хизбаллы», по самым скромным оценкам, может находиться более 2000 беспилотников.
Однако если смотреть на ситуацию более позитивно, то можно сказать, что стратегия войны между войнами отражает очень высокие возможности ЦАХАЛа как на разведывательном, так и на оперативном уровне. По мнению Захави, эти высокие возможности сохранят нашу безопасность даже в том случае, если эскалация в регионе примет гораздо более масштабный характер».
Владимир Поляк, Детали. Фото: Илан Асайяг
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||