Человек дня: Оскар Строк
18 января 1893 года родился Оскар Строк, композитор, «король танго».Личное дело
Оскар Давидович Строк (1893-1975) родился в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). Он был младшим из восьмерых детей в музыкальной еврейской семье. Отец Давид Маркович Строк был армейским музыкантом, играл на нескольких инструментах (флейта, кларнет, фортепиано). Стремясь дать детям хорошее образование, он добился разрешения покинуть город, где проходила черта оседлости евреев, и переехал в Петербург. Уже в 10 лет Оскар Строк сочинил свой вариант романса «Я вас любил» на стихи Пушкина. В 13-летнем возрасте поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1912 году были изданы первые романсы Строка, а в 1913 году — его первые вальсы «Сон в окопах» и «Сон на чужбине». В эти же годы Строк работает в кинотеатрах как пианист-иллюстратор и выступает на эстраде в качестве аккомпаниатора.
В 1921 году Строк переехал в Ригу, где прошли основные годы его жизни и творчества. Долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра», а также в кафе-ресторане «Отто Шварц». Помимо занятиями музыкой, Строк постоянно пытался реализовать разнообразные коммерческие проекты — издавал книги, журналы и нотные сборники и даже открыл свой ресторан «Барберина», в котором сам же и играл на рояле. Однако все его бизнес-начинания неизменно заканчивались крахом.
Приобретя известность как композитор и автор песен, Оскар Строк гастролировал по миру, жил в Париже, Берлине, Харбине, Алма-Ате и Москве, но неизменно возвращался в Ригу.
В 30-х годах принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР.
После начала Второй мировой войны семья Строков успела уехать из Риги в Алма-Ату, где еще до войны обосновалась его сестра Лиза. В военные годы он дал сотни концертов в госпиталях, написал несколько патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофер»). Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор. В 1944 году стал вторым пианистом в ансамбле В.Коралли и К.Шульженко.
После войны легкая танцевальная музыка западного образца оказалась в СССР под запретом. В 1948 году после знаменитого постановления ЦК ВКП (б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», известного как постановление о борьбе с формализмом в музыке, Оскара Строка исключили из Союза композиторов Латвии с формулировкой: «Деятельность Строка не отвечает целям и задачам СК ЛССР». Просьбы о восстановлении не помогали — из Москвы, из секретариата Союза композиторов СССР, неизменно приходили отказы.
Большинство шлягеров Строка немедленно вошли в список «нежелательных к исполнению». Но формально он не был запрещен полностью, и поэтому стал рассылать собственные произведения руководителям эстрадных коллективов, переписывая, переделывая и аранжируя их для конкретных исполнителей. В эти годы он писал, в основном, инструментальную музыку. На жизнь композитору пришлось зарабатывать, как и в молодости — он аккомпанировал в кафе, ресторанах, санаториях и домах отдыха.
В Советском Союзе новые пластинки с записями песен и инструментальных композиций Строка начали выходить лишь в начале 1970-х годов.
Оскар Строк скончался 22 июня 1975 года. Похоронен на еврейском кладбище Шмерли в Риге.
Чем знаменит
Выдающийся мелодист, прозванный еще при жизни «королем танго», Оскар Строк превратил этот салонный стиль в постине всенародный.
Славу «короля танго» Оскар Строк завоевал в 1930–е годы, на которые пришелся расцвет его творчества. Почти все написанные им в это время мелодии быстро становились шлягерами.
В предвоенный период Строк со своим оркестром гастролировал по всему миру. Пластинки с его песнями выпускали крупнейшие студии грамзаписи Европы огромными тиражами.
Музыкальные бестселлеры «Черные глаза», «Скажите, почему?», «Последнее танго» и «Утомленные солнцем», по мнению многочисленных экспертов, вошли в список лучших танго за всю историю его существования.
Всего Оскар Строк написал более трехсот танго, а также множество романсов, фокстротов, вальсов и полек.
О чем надо знать
Оскар Строк
Знаменитые «Черные глаза» — первое танго Оскара Строка — было написано в 1928 году на слова Александра Перфильева. В это время у Строка, занявшегося в Риге изданием собственного журнала, вспыхнул роман с секретаршей Лени Либман, ради которой он бросил семью — жену Луизу-Анжелу, дочь Веру и сына Евгения, — и перенес издательство журнала в Париж. Как раз в 1928 году в Париже гастролировал основатель жанра танго-песни аргентинец Карлос Гардель. Возможно, Строк его там слышал.
Журнал, однако, быстро развалился, Либман от композитора ушла, деньги закончились, и примерно через полгода Оскар Строк вернулся восвояси. Его мудрая жена все стоически выдержала и простила.
Эта любовная история стала толчком к яркому всплеску творчества композитора. Одна за другой появились несколько песен, которые и прославили имя Строка. «Голубые глаза», «Мое последнее танго», «Когда весна опять придет» и знаменитое танго «О, эти черные глаза», которое вскоре заиграл весь мир.
Колоссальному успеху строковского танго способствовала и очень удачная его интерпретация, сделанная лондонским эстрадным оркестром под управлением популярного эстрадного скрипача и дирижера Марека Вебера, граммофонную запись которой выпустила знаменитая фирма HMV (His Master’s Voice). Ноты Вебер получил от самого Строка — он приезжал в Германию в связи с изданием своих сочинений в апреле 1929 года. На пластинке вышли танго «Черные глаза» и еще два строковских фокстрота в интерпретации Вебера: O, my boy! и «Яша коммивояжер».
Мировая известность к Строку пришла и с помощью Петра Лещенко, которого он считал лучшим исполнителем танго «Черные глаза». Их дружба началась с приездом Лещенко в латвийскую столицу в 1930 году. Именно в Риге, при поддержке Строка-пианиста, танцор Петр Лещенко вышел на сцену как певец.
Лещенко повсюду пел сочинения Оскара Строка и выпустил записи его песен на самых знаменитых студиях Европы. Тембр его голоса был очень красив, пение — чрезвычайно выразительно и наполнено удивительной теплотой, поэтому успех пластинок русского эмигранта был фантастическим.
Прямая речь
«Небольшого роста, рыжий, необыкновенно легкий на подъем, влюбчивый, он производил впечатление человека, которому все дается легко. Даже в последние годы жизни терпеть не мог разговоров о возрасте. — Мне не 80, а два раза по 40, — говорил он», — статья об Оскаре Строке «Король сочиняет танго».
«Строк пытался издавать все — от журналов до художественной классики и бульварной литературы. Издания расходились плохо, и нераспроданные ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||