Поправки в Земельный Кодекс: строительное лобби уничтожает охранные зоны городов
Сегодня истекает срок подачи поправок в проект закона, изменяющий статью 27 Земельного Кодекса. Если он будет принят, то под приватизацию попадут госземли второго пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения. Власти потеряют над ними контроль, а качество воды в городах резко ухудшится, полагают экологи.
На языке юридических документов изменения, предлагаемые в Земельный кодекс и рассмотренные Думой в конце декабря в первом чтении, звучат невинно: в подпункте 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса предлагается исключить земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и расположенные во втором поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения, из перечня земельных участков, ограниченных в обороте.
В переводе с казенного на русский это означает, что теперь прибрежные зоны водоемов и поймы рек, откуда берут воду для городов, будет приватизирована и безо всяких сомнений застроена.
Экологическое состояние водосборных территорий источников питьевого водоснабжения в России все время ухудшается, считает эколог, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян. Никакая благостная картина в государственных докладах о состоянии окружающей среды не может скрыть факта – качество воды в водоисточниках падает. Одна из причин – застройка пойм рек и водоемов. Поймы и есть тот самый «второй пояс зон санитарной охраны» из проекта закона. Первый пояс примыкает к водозаборам, а территория пойм – это главные территории, от которых зависит качество питьевой воды в наших городах. Виктор Данилов-Данильян так описывает значение этих земель:
- Экологическая роль, которую они играют – барьер для проникновения загрязнений в водный объект, реку или в водохранилище. Если мы застраиваем второй пояс зоны санитарной охраны, это значит, что мы уничтожаем этот барьер, а вместо барьера создаём дополнительный источник загрязнений. Мы не только теряем возможность использовать этот барьер для очистки загрязнений, имеющих место вне этой территории, но мы ещё и дополнительную грязь неизбежно из этого нового источника направляем в те же самые водные объекты.
До сегодняшнего дня все земли второго пояса могли только сдаваться в аренду. Аренда – это договор, в котором прописаны условия эксплуатации того, что сдается в аренду. Да, арендаторы могут строить на этих землях дома и жить в них. Но если условия аренды не выполняются, то договор аренды можно расторгнуть. С собственником ни государство, ни местные власти сделать ничего не смогут. При покупке он никаких обязательств на себя не берет, а отобрать землю практически невозможно.
- Если мы разрешим продажу земли, которую сейчас арендуют во втором поясе зон санитарной охраны, - говорит Виктор Данилов-Данильян, - это значит, что мы узаконим все нарушения законодательства, которые были последние тридцать лет произведены на этих территориях, и окончательно утратим за ними контроль. Все рассуждения о том, что собственник – ответственное лицо хороши для других условий, не российских. Для таких условий, где соблюдение законодательства считается нормой, а у нас нормой считается нарушение законодательства.
Юрист по экологическому праву Алексей Дмитриев уверен, что власти проводят системную деятельность по снятию ограничений с поясов защиты санитарной охраны. Проект закона появился не случайно и не с кондачка. Накануне внесения законопроекта в Думу, как по мановению волшебной палочки, с кадастровой карты Московской области у многих земельных участков второго пояса ЗСО испарилась запись о об их статусе – «Собственность публично-правовых образований». Росчерком пера или, правильнее сказать, движением ластика земли государственной собственности вдруг стали ничьими.
В 2019 году власти Москвы и Московской области отменили действие нормативных актов правительства РСФСР 1940 – 1974 годов. В результате почти 90% земель Москвы и Подмосковья остались без защиты, хотя по федеральным санитарным правилам на них должны были быть установлены Зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Алексей Дмитриев судился по этому поводу с властями Московского региона:
- Наша Межрегиональная общественная благотворительная организация Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды ПринципЪ оспаривала в суде деятельность мэра Москвы Собянина и губернатора Московской области Воробьёва, которые упразднили советские акты об охране источников водоснабжения. Представители органов власти говорили довольно честно: у нас огромное количество владельцев недвижимости, которые построили дома или купили земельные участки на берегах, они хотят, чтобы у них это оставалось, чтобы никто у них это не отнял, чтобы они платили земельный налог.
Полосы вдоль берегов водоемов в столице и области – самый лакомый кусок с точки зрения застройщиков и с точки зрения российских элит, которые строят усадьбы на берегах рек. Стоимость такой недвижимости зашкаливает. Поэтому они и хотят построить многоквартирные дома и поместья. Единственное, что их ограничивало – это запрет на приватизацию. Эколог Данилов-Данильян знает точно, кому нужен этот закон:
- Строительное лобби. В этом нет никаких сомнений. Люди, которые хотят строить на этих территориях и получать доход от построенных сооружений. Либо продавая их, либо сдавая их в аренду.
Сами по себе зоны санитарной охраны – совсем небольшой кусок вокруг больших городов, но если их застроить на полную катушку, испортить можно очень многое. По меткому выражению Алексея Дмитриева, господа воробьевы и собянины, а также их приближенные хотят, чтобы жители городов пили и мылись разбавленной мочой, водой, которая по сути представляет собой канализационные стоки. Виктор Данилов-Данильян с ним согласен, во воду попадет много чего вредного для человека:
- Всё то, что появляется в воде в качестве диффузного загрязнения с территорий населённых пунктов: нефтепродукты, моющие средства, всевозможная грязь, происходящая от деградации асфальтовых покрытий, автомобильных шин, минеральные удобрения, которые текут с так называемых газонов, химия, которая сыпется зимой (реагенты)…
Где есть лакомые куски собственности, там всегда есть запах денег. Авторы законопроекта в качестве аргумента в пользу нового порядка пишут, что ежегодно новые правила будут приносить в казну 4,5 миллиарда рублей. Цифра, конечно, немалая, но из чего конкретно она складывается, они умалчивают.
Критики, напротив, очень конкретны. Они обращают внимание на то, что изменение в 27-ю статью Земельного кодекса полностью соответствует критериям определения цены земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов, которые утверждены Правительством РФ в его постановлении №279 от 26 марта 2015 года.
Так вот, цена земельног ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||