Сегодня: MSK: Курсы: 92.51 руб (-0.79)98.91 руб (-0.65) Нефть: Погода: Дождь Ночью в Москве: 9 °C..11 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

Как нацпроекты превратились в долгострой

Как нацпроекты превратились в долгостройВыбор 2022 года — либо резко увеличить госрасходы, либо потерять средства на незавершенном строительстве.

В условиях высокой инфляции нацпроекты, предполагающие строительство или реконструкцию различных объектов от транспортной инфраструктуры до школ, могут оказаться под угрозой срыва. И это при том, что проблема незавершенного бюджетного строительства усугублялась и до кризисного скачка цен. В главный финансовый документ страны не были заложены в полной мере допрасходы, связанные с удорожанием, и теперь правительство, судя по всему, пытается залить дыры деньгами, перекачивая их через свой специальный резервный фонд. Появились первые сообщения, позволяющие судить о вероятных масштабах сверхрасходов. Отдельные госконтракты на строительство и реконструкцию могут подорожать за трехлетку более чем на 300 млрд руб. И это только начало.

Сразу после того как в стране был сверстан и принят бюджет на 2022–2024 годы, правительство осознало, что заложенные в него траты из-за инфляции уже разошлись с реальностью. Прежде всего это относится к расходам на нацпроекты — особенно в той части, которая касается госконтрактов на строительство различных объектов и их реконструкцию: школ, инженерных сетей, транспортной инфраструктуры и т.д.

Например, судя по данным Минфина, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предполагает выделение из федерального бюджета в этом году около 300 млрд руб. Но с учетом того, что строительство объектов из-за инфляционных скачков уже подорожало на 20–30% (такие данные ранее сообщал президенту вице-премьер Марат Хуснуллин), эта сумма должна быть теперь, похоже, соответствующим образом увеличена — приблизительно до 360–390 млрд руб. Такой пересчет, видимо, требуется по каждому госконтракту, «пострадавшему» от удорожания материалов.

Первый сигнал о готовящихся попытках залить проблему деньгами — сообщения, что правительство планирует выделить за трехлетку на дополнительные инфляционные расходы более 300 млрд руб. из своего резервного фонда (не путать с Фондом национального благосостояния и Резервным фондом, который существовал до 2018 года, см. «НГ» от 26.08.21). Причем речь пока идет лишь о некоторых госконтрактах.

Как сообщает Telegram-канал «Майский указ», «деньги планируется направить на госконтракты по возведению, реконструкции капитальных объектов, цены по которым в условиях возрастающей инфляции логично взмыли вверх; 229,5 млрд выделят на объекты федеральной собственности, а 71,9 млрд — на региональные».

По данным канала, «проект распоряжения правительства с полным перечнем объектов, испытывающих дефицит финансирования, подготовил глава Минстроя Ирек Файзуллин по поручению Марата Хуснуллина».

В пресс-службе Минстроя в ответ на просьбу прокомментировать эту информацию сообщили «НГ» следующее: «На сегодняшний день проект распоряжения правительства РФ находится в разработке и проходит согласование. Комментарии в отношении конкретных сумм и решений до его утверждения преждевременны».

Суммы, а также список объектов, действительно не окончательные. Как сообщал в конце минувшего года Хуснуллин, так как у правительства при формировании бюджета не было еще понимания, какого масштаба будет удорожание, оно не заложило эти допрасходы в лимиты бюджетных обязательств.

«Мы договорились, что деньги на это будут выделены по мере появления экспертиз», — уточнял вице-премьер. По его данным на середину декабря, уже были получены заключения экспертиз по 146 объектам общей стоимостью 375 млрд руб., и тогда удорожание на трехлетку оценивалось примерно в 63 млрд руб.

Судя по его объяснениям, проблема заключалась в том, что «на большие долгосрочные контракты уже не стали выходить ряд крупных подрядчиков».

При том, что проблема незавершенного бюджетного строительства в России усугублялась годами. Как сообщала в 2017 году Счетная палата (СП), объем незавершенного бюджетного строительства оценивался в 2,2 трлн руб. Затем почти о 4 трлн руб. аудиторы сообщили в середине 2021 года — речь шла более чем о 65 тыс. объектов незавершенного строительства, основная доля которого приходилась на региональный бюджетный уровень. Школы, детсады, транспортная, медицинская, коммунальная инфраструктура становились долгостроями или недостроями (см. «НГ» от 21.09.21).

Теперь финансовые власти могут оказаться перед выбором — либо нарастить госрасходы, либо смириться с еще большим разрастанием незавершенного строительства, превращением нацпроектов в убыточные долгострои.

Один из примеров того, что удорожание действительно способно затормозить реализацию проекта, продемонстрировали ранее, в частности, в Крыму. Весной прошлого года подрядчик строительства тракта водоподачи от сброса в Северо-Крымский канал до Феодосии и Керчи допустил срыв кассового плана из-за роста цен на строительные материалы, передавало NewsRbk.ru Новости.

Сообщалось о приостановке строительства линейной части из-за резкого удорожания основного материала трубопроводов из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Впрочем, представитель заказчика тогда заверил, что отставание будет ликвидировано.

«Поскольку правительство в курсе данной ситуации, срыва нацпроектов не допустят. В 2021 году было дано разрешение на поднятие стоимости заключенного госконтракта в связи с ростом себестоимости», — комментирует исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов.

Но, по его словам, помимо административных факторов существуют еще риски для исполнителей госконтрактов: после положительного решения об увеличении стоимости контракта они рискуют столкнуться с дополнительными проверками. «В том числе данные контракты будут проверяться на предмет коррупционной составляющей. И хотя нельзя сказать, что коррупция в России побеждена, плотный надзор правоохранительных органов может побудить чиновников отказывать в увеличении стоимости», — полагает эксперт.

«Так называемая презумпция виновности, под которую сейчас настроены госконтракты, хорошо отсекает недобросовестных исполнителей на спокойном рынке, с низкой инфляцией, но при высокой инфляции, как видно, начинает давать сбои», — отметил он.

При этом, по его оценкам, чтобы сделать контракты выгодными не только государству, но и подрядчикам, «понадобится поднимать их стоимость на 15–20%. «Если этого не сделать, государство рискует столкнуться с отсутствием желающих исполнить госконтракты», — добавил Тузов.

Как считает эксперт, возможно, назрело время для реформы системы исполнения госконтрактов: «Подрядчики должны бороться за госконтракты не потому, что государство — надежный плательщик, а потому, что это самые выгодные в стране подряды, если их вовремя и в срок исполнить».

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
Раздел: Политика

Как нацпроекты превратились в долгострой


Опубликовано: 2022-01-20 20:22:04

Выбор 2022 года — либо резко увеличить госрасходы, либо потерять средства на незавершенном строительстве.

В... Подробнее »


Работа. Резюме / Вакансии

Мерчендайзер в супермаркет
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Подсобный рабочий на производство (вахта)
Вакансии: Москва
от 75000
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Помощник в договорной отдел
Вакансии: Москва
от 45000
14 Февраля 2018


Новости по теме: - Политика

|
 

Автомобили с пробегом

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2017 г.вып, 1600 см3, 175л.с.

0 км

цена: 1 690 000 руб

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2016 г.вып, 2000 см3, 185л.с.

32 955 км

цена: 1 338 000 руб

Audi - Q7 Audi - Q7

2007 г.вып, 3600 см3, 278л.с.

176 700 км

цена: 850 000 руб

ГАЗ - ГАЗель 3302 ГАЗ - ГАЗель 3302

2006 г.вып, 2800 см3, 140л.с.

280 000 км

цена: 300 000 руб

KIA - cee'd KIA - cee'd

2008 г.вып, 1400 см3, 109л.с.

88 907 км

цена: 370 000 руб

Погода в Москве - сегодня


Москва
Дождь 25 апреля в четверг
Ночью 9 °C..11 °C
ветер 1 – 3 м/c восточный

Малооблачно 25 апреля в четверг
Утром 11 °C..13 °C
ветер 1 – 3 м/c восточный

Пасмурно 25 апреля в четверг
Днем 17 °C..19 °C
ветер 1 – 3 м/c юго-восточный

Пасмурно 25 апреля в четверг
Вечером 16 °C..18 °C
ветер -1 – 1 м/c северный

Киев
Ясно 25 апреля в четверг
Ночью 8 °C..10 °C
ветер -1 – 1 м/c южный

Ясно 25 апреля в четверг
Утром 11 °C..13 °C
ветер -1 – 1 м/c северо-восточный

Облачно 25 апреля в четверг
Днем 18 °C..20 °C
ветер 1 – 3 м/c восточный

Облачно 25 апреля в четверг
Вечером 14 °C..16 °C
ветер -1 – 1 м/c северный

Минск
Пасмурно 25 апреля в четверг
Ночью 8 °C..10 °C
ветер 1 – 3 м/c юго-восточный

Пасмурно 25 апреля в четверг
Утром 6 °C..8 °C
ветер 2 – 4 м/c южный

Пасмурно 25 апреля в четверг
Днем 8 °C..10 °C
ветер 2 – 4 м/c южный

Малооблачно 25 апреля в четверг
Вечером 6 °C..8 °C
ветер -1 – 1 м/c северо-западный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru