Человек дня: Павел Флоренский
21 января 1882 года родился Павел Флоренский, религиозный философ и учёный.
Личное дело
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) родился в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский, несмотря на то, что род его происходил от русского духовенства, сам был светским образованным человеком, утратившим связи с церковью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова принадлежала к старинному и знатному роду карабахских армян. У Павла было два брата и четыре сестры. В семье любили читать Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Шекспира, Гете. С увлечением слушали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, романсы Шуберта и Глинки. «Только это и есть настоящая музыка, – закрепилось во мне с самого детства», – вспоминал Флоренский.
В семье сложилась весьма специфическая религиозная ситуация: отец относился к русской православной церкви, а мать — к армяно-григорианской церкви, в связи с чем, во избежание конфликтов, в семье религиозные и церковные вопросы не поднимались и не обсуждались. Как вспоминал сам Флоренский, «о религии у нас никогда не говорилось ни слова, ни за, ни против, ни даже повествовательно».
Мальчик очень рано обнаружил исключительные способности к математике. Во время учебы во 2-й Тифлисской гимназии он увлекся физикой, геологией, астрономией, математикой, иностранными языками. Завел тетради «Экспериментальные исследования» (как это делал Фарадей) и заносил в них наблюдения над природой, геологические, минералогические и археологические сведения, свои опыты и мысли. Самостоятельно изучал законы Ньютона, теории относительности и магнетизма, при этом сам изготовлял инструменты и приборы для опытов.
Окончив гимназию с золотой медалью, Флоренский в 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символистского движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Блоком, Бальмонтом, Мережковским и Гиппиус. В студенческое время появляются первые научные работы Флоренского — «О символах бесконечности» (1904) и «Об одной предпосылке мировоззрения» (1904), опубликованные в символистских журналах «Новый путь» (№9, 1904) и «Весы» (№9, 1904) — работы, одновременно затрагивающие как философскую, так и научную — математическую сферы знания, объединение которых станет одним из важнейших принципов выстраиваемой им в дальнейшем единой философской системы.
Несмотря на то, что Флоренский воспитывался вне религиозной традиции, в юности под влиянием статей Льва Толстого у него появился интерес к христианству. В студенческие годы он увлекся учением Владимира Соловьева и архимандрита Серапиона (Машкина). В итоге по окончании университета Флоренский отклонил предложение остаться при кафедре математики, и поступил в Московскую духовную академию.
В период учебы в академии Флоренский принимает активное участие в деятельности «Христианского братства борьбы» - совместно с В. Ф. Эрном, А. В. Ельчаниновым, В. А. Свентицким, С. Н. Булгаковым, А. Волжским, И. Брихничевым. В марте 1906 года в храме Московской Духовной Академии он произносит текст-проповедь «Вопль крови», в котором осуждает вынесение смертного приговора лейтенанту П. П. Шмидту и развязывание взаимного кровопролития. За эту проповедь Флоренский был арестован и ненадолго заключен в Таганскую тюрьму.
Во время учебы в Духовной Академии у него возникает замысел книги «О духовной истине. Опыт православной теодицеи» - капитального труда, большую часть которого он завершает к концу обучения в 1908 году. Эта работа стала его магистерской диссертацией. В ней, в частности, на основании лингвистических изысканий Флоренский выводит русское слово «истина» из глагола «есть»: «истина—естина». Далее он возводит глагол «есть» к глаголу «дышать» и приходит к выводу, что истина — это «живое существо». Разбирая переводы слова «истина» на разные языки, Флоренский отмечает, что славяне воспринимают истину онтологически, эллины гносеологически, римляне юридически, а евреи исторически, что отражает четыре аспекта истины.
Первые издания книги вышли в 1908 и в 1912 годах; защищенная в 1914 году диссертация была издана в дополненном виде. Впоследствии она была преобразована в трактат «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (1924). Труд был одобрен церковно-учебной администрацией. Это произведение Флоренского сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление, и вызвало многочисленные отклики и полемику — от восторженного признания до достаточно жесткой критики. Он был удостоен за нее престижной Макариевской премии.
В 1910 году Флоренский женился на Анне Михайловне Гиацинтовой – девушке из Рязанской губернии, обучавшейся на Московских женских курсах. После окончания Академии Флоренский остается в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».
С того же 1912 года начал служить в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде.
В эти годы Флоренский активно общается и сотрудничает с ярчайшими представителями эпохи «Серебряного века», среди которых С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой, М. А. Новоселов, В. В. Розанов, Ф. Д. Самарин, Л. А. Тихомиров, А. Ф. Лосев; принимает активное участие в работе московских философских православных кружков — «Обществе памяти Вл.С.Соловьева» и «Кружке ищущих христианского просвещения», более известном как «Новоселовский кружок».
Революцию Флоренский воспринял как свидетельство приближения апокалипсиса и в этом смысле метафизически приветствовал ее, но философски и политически он все более склонялся к теократическому монархизму. В это время он сближается с Василием Розановым и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов. Розанов называл его «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства».
Когда советская власть начала отбирать у церкви ее собственность, Флоренский пытался выступать в защиту ключевых православных храмов, в том числе Троице-Сергиевой лавры. Он старался убедить власти, что лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мертвый музей. Флоренский вошел в комиссию, занимавшуюся охраной памятников искусства Троице-Сергиевой Лавры. Он занимает должность ученого секретаря Комиссии, становится главным хранителем ризницы Лавры, а также разрабатывает специальную методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства. Благодаря работе комиссии, в которую входило еще несколько именитых священников и знатоков культуры, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также комиссия не позволила разграбить хранившееся в Лавре национальное и це ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||