Аграрные олигархи - повелители желудков: почему растут цены на продукты
Предновогодним слякотным вечером шагала я по центру Москвы в дорогой ресторан — на встречу с деловыми людьми. И вдруг увидела следующую картину.
Огромная клетка из металлопрофиля огораживала мусорные контейнеры. Из-за угла вышли двое парней азиатской внешности, одетые в униформу известной торговой сети. Один катил тележку, другой стал открывать ключом навесной замок на решетке. (Во как у нас караулят отходы! Госбюджет бы так охраняли от «Роснано»!) И тут, опираясь на палку, из-за кустов возникла женщина лет шестидесяти. Она явно поджидала сей «транзит», находясь в засаде. Для спецоперации у нее была припасена сумка-«пенсионерка» на колесиках.
Диалог женщины с утилизаторами был предельно краток — два взаимных кивка. Из чего я заключила, что паломничество обитателей окрестных домов к сему сытному месту свершается постоянно.
Добытчица, не мешкая, приступила к делу. Придирчиво осмотрела батон белого хлеба — в сумку. Лимон — нет, назад в тележку с просрочкой. Пучок укропа, после некоторого колебания, — нет, не годится! Стеклянную банку с помидорами — в сумку. Кусок колбасы, запаянный в целлофан, — в сумку…
Рабочие, молодые мужчины, терпеливо ждали, пока шла «сортировка». Все-таки есть у трудового народа солидарность с униженными и оскорбленными! А может, это укорененное на Востоке уважение к старшим? В общем, не лишили братья по Евразийскому экономическому союзу гражданку великой России пищевой радости.
Пока женщина запасалась продуктами (возможно, на новогодний стол), я успела ее хорошо рассмотреть. Нет, это была не маргиналка и не бездомная алкашка. Чисто и аккуратно одетая, в светлой куртке, в темных брючках, в беретике. Очки на носу (чтобы лучше видеть даты годности продуктов), черты лица, не лишенные благородства, и — венец законопослушности — медицинская маска на подбородке.
Вот уж действительно святой народ достался нашим управителям! Народ-инноватор. Изощряется выживать — с поднятым пенсионным возрастом, с ужатой медициной, с бешеным ростом цен на продукты. Не хочется — но невольно поставишь себя на место охотницы за едой! От тюрьмы и от сумы… Давно ли пармезан с хамоном бульдозерами давили?.. И вот, пожалуйста, шарим по помойкам в поисках съестного. «Русский мир» во всей красе. «Своих не бросаем». Да… Кое-где в провинции пенсионеры даже дерутся за просрочку, и тому есть видеосвидетельства.
Сами виноваты? Не заработали? А разве наши депутаты и иные высшие чиновники или новые «герои труда» так уж хорошо работают, чтобы кататься как сыр в масле? Их зарплаты и пенсии по заслугам? Или они «право имеют»? Право большого хапка? Материальное вознаграждение за бесстыдство? За продажу души дьяволу? Церкви-то, слава богу, на каждом углу. Как тут не задуматься о потустороннем?! «Люди гибнут за металл. Сатана там правит бал». Все смешалось в богоспасаемом отечестве — и сцены из «Фауста», и эпизоды из Достоевского, и пародия на соцреализм.
После увиденной картины крабовая фаланга в ресторане не лезла в горло. Однако же и разжечь в себе «классовую ненависть» к собравшимся предпринимателям не получалось. Деловые люди, поднимая бокалы, жаловались на рост цен! На тарифы естественных монополий, на металл, на стройматериалы, на продукты нефтехимии, на автоперевозки. На жуткую монополизацию всего и вся. На «странности» госрегулирования с явным перекосом в пользу финансового сектора. И как результат — на распад кооперации, на удушение мелких производителей.
Да ведь всё это мы уже проходили на рынке продовольствия! Куда делись крестьянские хозяйства? Они «съедены» агрохолдингами. Руководитель «Федерального сельсовета» Василий Мельниченко в октябре 2021 года, когда развернулась очередная драма с африканской чумой свиней, теперь уже в Свердловской области, заявил, что АЧС в регионе появилась искусственным путем. «Так зачищается территория. Есть статистика: 20 лет назад в сельском хозяйстве работало 9,5 млн крестьян — осталось 1,2 млн. Если вы поедете по региону, то увидите, что население в сельских местах исчезает».
Подтвердить слова Мельниченко я готова на примере «борьбы с АЧС» в Воронежской области летом 2013 года. Тогда в селе Новая Криуша Калачеевского района возмущенные жители собрались на сельский сход, потребовав от губернатора Алексея Гордеева (бывшего министра сельского хозяйства) объяснений, почему холдингу можно держать свиней, а крестьяне домашний скот обязаны сжечь.
Вопрос, конечно, риторический. Но и молчать — себя не уважать. Мы знаем, что еще один бывший глава Минсельхоза Александр Ткачев ныне стал крупнейшим землевладельцем России (660 тыс. га, которые оценивают в 88,6 млрд руб.). А что окажется в активах у нынешнего министра Дмитрия Патрушева? Странно, если он как-то «отстал» от коллег, не продолжив традиции «крепких хозяйственников».
Все российские агроолигархи, 20–25 семейств, выросли из власти. Дмитрий Патрушев получил орден Почета «за большой вклад в организацию кредитного обеспечения агропромышленного комплекса». Еще бы! Без государственных подпорок и вливаний весь крупный бизнес давно бы лежал в руинах. Ведь он не выдерживает конкуренции по качеству продукции даже с уцелевшими крестьянами. Потому и начинается притеснение личных хозяйств: запрет держать куриц, торговать своей продукцией. «Анализ событий, которые происходили в Ярославской, Липецкой, Белгородской, Омской, Кемеровской областях и Краснодарском крае, свидетельствовал об этом. Вплоть до того, что мы зафиксировали в Омской области, как с вертолета сбросили труп свиньи, и сразу туда выехал Россельхознадзор, и началось…», — рассказал прессе Василий Мельниченко.
Агроолигархи — повелители желудков миллионов россиян. В их воле свободно поднимать цены, так что за два-три похода в магазин госпомощь пенсионерам (к выборам раздавали по 10 тыс., помните?) бесследно исчезает. А кто виноват? Разумеется, проклятый Запад! «Рост цен на продовольствие — это мировая тенденция. Причин много, не буду объяснять», — на народные вскрики про дороговизну морковки ответили из высоких кабинетов.
Значит, как чуть что, так Россия — особая цивилизация, «свой путь». А как объяснять рост цен — так мировая тенденция. О как!
Между прочим, в Германии инфляция за прошлый год — 3,1%, общая по еврозоне — 4,1%, в Японии не достигла и процента. В Казахстане 8,4% (в России — 8,2%), на Украине — 10%. Так на кого ж мы равняемся в госуправлении? Хотим как у елбасы?
За 11 месяцев 2021 года экспорт нашего продовольствия вырос на 23% по сравнению с предыдущим периодом. Но какая от этого радость даме, роющейся в мусорном контейнере? Как вывоз пшеницы, мяса, масла, рыбы улучшает благосостояние большинства россиян? Может, доходы становятся выше, а цены ниже? Отнюдь. «Чтобы инфляционные ожидания были заякоренными, закрепились на низких уровнях, опыт других стран показывает, что это займет не менее десяти лет, а может быть, даже и больше», — заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.
«Не менее десяти лет». Откровенно же ска ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||