Человек дня: Илья Эренбург
26 января 1891 года родился писатель Илья Эренбург.
Личное дело
Илья Григорьевич Эренбург (1891—1967) родился в Киеве в зажиточной еврейской семье. В 1895 году семья переехала в Москву, где его отец руководил Хамовническим пивоваренным заводом.
Учился в 1-й Московской гимназии, где подружился с будущим революционером Николаем Бухариным. «Бухарчик был удивительно цельной натурой — он хотел переделать жизнь, потому что ее любил», — вспоминал писатель. Участвовал в подпольной революционной организации, за что в январе 1908 года был арестован. Выйдя под залог, в декабре того же года бежал в Париж, где поначалу ходил на революционные собрания, в том числе слушал Ленина, однако затем отошел от политики и занялся литературным трудом.
В Париже вышли его первые сборники стихов «Я живу» (1911), «Будни» (1913) и «Детское» (1914).
С началом Первой мировой войны Эренбург пытался вступить добровольцем в Иностранный легион, но не прошел по состоянию здоровья. С 1914 по 1917 год работал корреспондентом газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на франко-германском фронте.
Летом 1917 года вернулся в Россию, стал свидетелем Октябрьской революции, которую тогда не принял.
Жил в Киеве, в крымском поселке Коктебель, в Москве, где работал заведующим детской секцией театрального отдела Наркомпроса, руководителем которого был Всеволод Мейерхольд.
В марте 1921 года вместе с семьей уехал в Париж, где познакомился и подружился с Пабло Пикассо, поэтами Полем Элюаром и Луи Арагоном и другими представителями французской богемы.
После высылки из Франции за советскую пропаганду жил в Берлине, писал стихи, сотрудничал с местными эмигрантскими журналами «Русская книга» и «Новая русская книга».
В 1924 году, после прихода к власти «Левого блока» получил разрешение вернуться во Францию, с этого времени обосновался в Париже.
В 1920-е годы написал более двух десятков книг, главным образом, прозу. Среди них ставшие известными романы «Трест Д. Е. История гибели Европы» (1923) и «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» (1928).
С 1923 года работал корреспондентом «Известий», его имя широко использовались советской пропагандой, чтобы создать привлекательный образ СССР за границей.
Летом и осенью 1932 года много ездил по Советскому Союзу, побывал в Свердловске, Новосибирске, Томске, ездил на строительство магистрали Москва — Донбасс.
После прихода к власти Гитлера стал одним из самых заметных мастеров антинацистской пропаганды.
Во время Гражданской войны в Испании 1936—1939 годов работал корреспондентом «Известий» в этой стране, написал множество статей и очерков, а также роман «Что человеку надо» (1937).
После поражения итальянских республиканцев перебрался в Париж, откуда, когда Франция капитулировала перед немцами в 1940 году, окончательно переехал в СССР.
Во время Великой Отечественной войны был военкором газеты «Красная Звезда», также публиковался в «Правде», «Известиях» и в зарубежных изданиях. В 1942—1948 годах был членом Еврейского антифашистского комитета, распущенного Сталиным.
В послевоенные годы самым заметным произведением Оренбурга стала повесть «Оттепель» (1954), давшая название целому периоду в жизни страны.
Эренбург был дважды женат. От гражданской супруги Екатерины Шмидт у него была дочь Ирина Эренбург (1911—1997), писательница и переводчица.
Со второй женой, художницей Любовью Козинцевой прожил до конца жизни.
Илья Эренбург скончался 31 августа 1967 года после продолжительной болезни.
Чем знаменит
Писатель, поэт, журналист, антифашист, которого Гитлер лично приказал схватить и повесить, яркий пропагандист советского строя за рубежом. Автор известных книг «Хлеб наш насущный» (1933), «Мой Париж» (фотоальбом, 1933), «Падение Парижа» (1942), «Оттепель» (1954). Журналист и литератор поразительной трудоспособности, написавший тысячи статей, в то время как параллельно работал над прозой, сборниками стихов, участвовал в общественной жизни, ездил по всему миру.
О чем надо знать
Эренбург был чутким политиком, с одной стороны поддерживая идею «счастливого развития еврейства» в СССР, с другой имел влияние на Сталина, заступался за невинных людей. В частности, с письмом Эренбурга к Сталину историки связывают прекращение «дела врачей».
Прямая речь
Илья ЭренбургО национальности: «Я — русский писатель, а покуда на свете будет существовать хотя бы один антисемит, я буду с гордостью отвечать на вопрос о национальности: Еврей. Мне ненавистно расовое и национальное чванство. Береза может быть дороже пальмы, но не выше ее. Такая иерархия ценностей нелепа. Она не раз приводила человечество к страшным бойням. Я знаю, что люди труда и творчества могут понять друг друга, даже если между ними будут не только тираны, но и туманы взаимного незнания».О Сталине (книга «Люди, годы, жизнь», 1961—1967): «Я хочу еще раз сказать молодым читателям этой книги, что нельзя перечеркивать прошлое — четверть века нашей истории. При Сталине наш народ превратил отсталую Россию в мощное современное государство… Но как бы мы не радовались нашим успехам, как бы не восхищались душевной силой, одаренностью народа, как бы тогда не ценили ум и волю Сталина, мы не могли жить в ладу со своей совестью и тщетно пытались о многом не думать».
После выхода романа «Буря» Эренбурга намеревались исключить из Союза писателей. Михаил Шолохов говорил на собрании:
— Эренбург — еврей! По духу ему чужд русский народ, ему абсолютно безразличны его чаяния и надежды. Он не любит и никогда не любил Россию. Тлетворный, погрязший в блевотине Запад ему ближе. Я считаю, что Эренбурга неоправданно хвалят за публицистику военных лет. Сорняки и лопухи в прямом смысле этого слова не нужны боевой, советской литературе…
На это Эренбург ответил:
— Вы только что с беззастенчивой резкостью, на которую способны злые и очень завистливые люди, осудили на смерть не только мой роман Буря, но сделали попытку смешать с золой все мое творчество. <…> Позвольте мне привести несколько читательских отзывов. Я говорю о них не для того, чтобы вымолить у вас прощение, а для того, чтобы научить вас не кидать в человеческие лица комья грязи. Вот строки из письма учительницы Николаевской из далекого Верхоянска: На войне у меня погибли муж и три сына. Я осталась одна. Можете себе представить, как глубоко мое горе? Я прочитала ваш роман Буря. Эта книга, дорогой Илья Григорьевич, мне очень помогла. Поверьте, я не в том возрасте, чтобы расточать комплименты. Спасибо вам за то, что вы пишете такие замечательные произведения. А вот строки из письма Александра П ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||