Персональные данные в рекламе: учитываем важные моменты
Маргарита Сазонова
marigis / Depositphotos.com В этом материале:
- Какое основное условие для распространения рекламы?
- Можно ли включить согласие на обработку персональных данных в другие документы?
- Пользователь поставил галочку в графе согласия на обработку персональных данных – что может пойти не так?
- Можно ли отозвать согласие?
Согласие на обработку персональных данных Напомним, обработка персональных данных (то есть любое действие с ними – например, сбор, использование, передача третьим лицам) в целях продвижения товаров, работ и услуг путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ О персональных данных; далее – Закон № 152-ФЗ). К ним относится лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона О рекламе; далее – постановление Пленума ВАС РФ № 58).
Как юридически грамотно оформить политику интернет-магазина в отношении обработки персональных данных? Узнайте в справке, подготовленной экспертами компании Гарант!
Примерная форма политики интернет-магазина в отношении обработки персональных данных
В законе о персональных данных содержится следующая норма – обработка персональных данных будет квалифицироваться как осуществляемая без предварительного согласия субъекта, если оператор не докажет обратное (ч. 1 ст. 15 Закона № 152-ФЗ). При этом оператор обязан немедленно прекратить их обработку по требованию субъекта (ч. 2 ст. 15 Закона № 152-ФЗ).
Если есть цель обработки в виде продвижения работ и услуг на рынке путем прямого контакта с субъектом персональных данных (физическим лицом), отсутствие согласия – нарушение (например, Постановление Московского городского суда от 3 августа 2017 г. по делу № 4а-2674/2017, Определение УФАС по Республике Татарстан от 2 сентября 2021 г. № 016/05/28-1650/2021, Постановление УФАС по Республике Татарстан от 23 декабря 2021 г. № 016/04/14.3-2299/2021). Суды и антимонопольный орган запрашивают доказательства, которые могут свидетельствовать о наличии действий пользователя по оформления заявки и его идентификации. К первому относится техническая информация с сайта (например, логи), ко второму – верификация такого пользователя.
В спорных случаях и суды, и антимонопольные органы не раз обращали внимание на ненадлежащие доказательства, которые представляли компании в спорах с потребителями. Так, в одном деле УФАС по Республике Татарстан посчитал, что предоставленный скриншот (на нем была отображена форма заявления с заполненными данными), обозначенный как согласие на обработку персональных данных клиентов, не является надлежащим и достаточным для выводов о совершенных действиях по оформлению заявки на сайте (Постановление УФАС по Республике Татарстан от 23 декабря 2021 г. № 016/04/14.3-2299/2021). Так как не было предоставлено доказательств того, что заявку оформлял клиент, антимонопольный орган посчитал такие документы односторонне составленными. Если в таком случае клиент не отрицает участие при их оформления, то они подлежат критической оценке.
Другой пример приводит руководитель Innovation Group, старший юрист практики IP и TMT CMS Russia Ирина Шурмина на конференции CMS Russia Рекламное право – в одном деле УФАС г. Москвы посчитало недостаточным проставление галочки на согласие на обработку персональных данных (Решение Московского УФАС от 6 ноября 2019 г. по делу № 077/05/18-11501/2019). Комиссия посчитала, что учебное заведение не предоставило документальные доказательства того, что пользователь действительно прошел процедуру регистрации на сайте. При этом были предоставлены следующие сведения: страница сайта с незаполненной формой для регистрации и лиц с указанием номера телефона. Однако антимонопольный орган посчитал, что сам по себе факт заполнения неустановленным лицом формы на сайте (в том числе с указанием номера телефона и имени) и проставлении галочки не позволяет однозначно идентифицировать его как владельца телефонного номера. При этом не было разъяснено, какие именно доказательства могли бы являться допустимыми, однако Ирина Шурмина объяснила, что на практики ими могут быть, например, логи или двухфакторная идентификация (когда для подтверждения номера пользователю приходит смс-сообщение с кодом).
Включение согласия на обработку персональных данных в другие документы В прошлом году вступила в силу норма, согласно которой молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). При этом некоторые компании встраивают на сайте всплывающий баннер с информацией следующего содержания: Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с обработкой персональных данных. В данном случае компания считает, что если пользователь продолжает поиск на сайте, то он автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных. Или другой пример – в любой другой документ, например, политику конфиденциальности, согласие на получение рекламы и т. п., включается отдельным пунктом и согласие на обработку персональных данных договора. Практика показывает, что подобные действия являются нарушением законодательства о персональных данных. Как объяснила Ирина Шурмина, толкование применения нормы ч. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ может быть расширительным и относится ко всем видам согласия на обработку персональных данных. В цел ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||