Человек дня: Яков Протазанов
4 февраля 1881 года родился Яков Протазанов, пионер русского кинематографа.
Личное дело
Яков Александрович Протазанов (1881—1945) родился в Москве, в большой семье потомственного купца. Его отец Александр Саввич приехал в Москву из Киева. Он не имел достаточной деловой хватки, поэтому работал по найму — служил в фирме известных промышленников братьев Шибаевых. Мать Елизавета Михайловна вела хозяйство, она окончила Елизаветинский институт благородных девиц, свободно владела французским языком, очень любила театр.
В 1900 году Протазанов отучился в Московском коммерческом училище и собирался поступать в Петербургский политехнический институт, но в это время его семья разорилась, и Яков устроился репетитором в купеческий дом Тимашевых, затем некоторое время работал на мануфактуре АО «Шрадер и Ко».
Получив наследство от киевской тетки Ефросиньи — около пяти тысяч рублей — Протазанов в 1904—1906 годах пустил его на путешествия за границу (деньги кончились довольно быстро). Он посетил Францию, Италию, Германию, Австро-Венгрию. Во время этих поездок впервые познакомился с кинематографом и влюбился в него.
Вернувшись на родину и сменив несколько профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), в 1907 году стал помощником режиссера московской киностудии «Глория».
В 1911 году дебютировал в немом кино как режиссер, поставив фильм «Песнь каторжанина». Вскоре последовали и другие работы. Всего до революции Протазанов снял около 80 фильмов.
За это время он дважды успел сменить место работы: «Глория» влилась в кинофирму «Тиман и Рейнхардт», где Протазанов исполнял должности помощника режиссера, оператора, реквизитора, заведующего актерской группой из 12 человек, кассира, бухгалтера и переводчика. В 1915 году перешел в кинофирму Иосифа Ермольева.
В 1917 году Протазанов работал над революционно-разоблачительными фильмами. Он экранизировал повесть «Андрей Кожухов» Сергея Степняка-Кравчинского — террориста-народника, убившего шефа жандармов Николая Мезенцова. Поставил фильм о Софье Перовской, руководившей покушением на Александра II. В революционной тематике были выдержаны также его картины «Не надо крови» и «Прокурор».
Однако в 1920 году вместе с остальной труппой Ермольева, которая к тому времени перебралась в Ялту, режиссер эмигрировал. Работал во Франции и Германии, в течение трех лет снял там шесть картин.
В 1923 году благодаря уговорам директора студии «Межрабпом-Русь» (будущая Киностудия имени М. Горького) вернулся в СССР. На этой студии снял несколько известных фильмов. Это и фантастическая лента «Аэлита» по роману Алексея Толстого, и популярные в то время комедии — «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена».
Следующие картины режиссера были уже звуковыми. Наиболее яркие из них — политический памфлет «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» по пьесе Островского (1936). Последний фильм получил золотую медаль на всемирной выставке в Париже в 1937 году.
С началом войны режиссер эвакуировался в Ташкент, там он снял свой последний фильм — комедию «Насреддин в Бухаре» (1943).
Яков Протазанов скончался в Москве 8 августа 1945 года в возрасте 64 лет. До последнего дня режиссер работал над экранизацией пьесы Островского «Волки и овцы».
Яков Протазанов
culture.ru
Чем знаменит
Один из пионеров русского кинематографа. Немыми шедеврами Протазанова считаются картины «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1923). Его самые известные звуковые фильмы — экранизация «Бесприданницы» Островского (1936) и комедия «Насреддин в Бухаре» (1943), созданная в эвакуации в Узбекистане.
Протазанов - один из самых плодовитых режиссеров игрового кино, снявший около 115 фильмов (большинство из них — немые картины).
О чем надо знать
Глава студии «Межрабпом-Русь» (будущая Киностудия имени Горького) Моисей Алейников лично отправился в Берлин, чтобы вернуть Протазанова на родину. Протазанов, как рассказывают, на предложение заявил: «Я бы с радостью». А его супруга возразила: «Где мы будем жить?» Алейников обещал это устроить. После чего жена режиссера якобы спросила: «А ложечки серебряные у нас будут?» — «Будут». — «Тогда едем».
Режиссер еще не выехал из Берлина, а в СССР для него уже писался сценарий и строились декорации для фильма «Иван Грозный» по мотивам романа Алексея Толстого «Князь Серебряный». От Протазанова требовалось создать «русский вестерн», чтобы фильм можно было с успехом продать на Западе и получить валюту, необходимую, в том числе, для закупки пленки и аппаратуры.
Прямая речь
Протазанов о первой режиссерской работе: «Однажды товарищи-актеры собрались в театральном ресторанчике на Петровке. Импровизированная пирушка неожиданно приняла характер самодельного концерта.
Мой большой друг актер В. Шатерников с большим чувством и выразительностью пропел и бисировал модную тогда русскую песню — Песня каторжника. На сюжет этой песни был вскоре написан мой первый сценарий, который был куплен у меня за двадцать пять рублей — деньги, показавшиеся мне тогда немалыми!
По настоянию актеров мне же была поручена и постановка картины. Успех этой первой моей работы был неожиданно крупным. Картина Песня каторжника разошлась в количестве шестидесяти пяти экземпляров — цифра по тем временам громадная. Мое жалованье увеличилось сразу с восьмидесяти рублей в месяц до четырехсот — министерский оклад!..
С этого дня я начал работать в кино уже в качестве полноправного и авторитетного режиссера».
Актриса Ольга Гзовская о режиссере: «Протазанов очень редко менял людей, с которыми работал. Он подбирал себе коллектив надолго. Актеры, оператор, художники, помреж, гример всегда представляли собой спаянный коллектив…
Протазанов хорошо умел угадывать настроение актера и правильно использовать состояние высокого творческого подъема у исполнителя. Поэтому в павильоне всегда было построено про запас больше декораций, чем значилось по плану съемочного дня.
Очень характерен в этом отношении для режиссерского чутья Протазанова случай, происшедший во время съемки картины Панна Мэри по роману Тетмайера.
Отсняв сцены, которые были назначены на этот день, Яков Александрович предложил мне сделать еще одну сольную сцену, с которой мы должны были начать работу следующего дня. Был уже поздний час, но я чувствовала, что режиссер прав, надо сделать ее сегодня, а то пройдет ночь, и может остыть то, что естественно накопилось от работы целого дня…
Хотя эта сцена и не планировалась Протазановым для съемки в этот день, режиссер был к ней совершенно подготовлен, и сложная ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||