Ростовский кремль, который не кремль
Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.Ростовский кремль, по сути, и не кремль вовсе. Он был сооружен в 1683 году, когда кремли уже ни в коей мере не были защитными сооружениями. Как крепость они не работали. И, соответственно, его создатели даже не попытались сделать его крепостью. В нем, к примеру, чересчур широкие ворота. Нет нижних, так называемых подошвенных, бойниц. Башни украшены нарядными окошками с наличниками. И так далее.
Он похож на настоящий кремль примерно так же, как паровозик из детского парка аттракционов — на подлинный паровоз. Но это не мешает ему пользоваться славой одного из лучших кремлей страны.
Задача ставилась вполне определенная — сделать нарядную резиденцию для Ростовского и Ярославского митрополита Ионы Сысоевича. И с ней архитекторы справились великолепно. Кремль стал в один ряд с другими ярославскими шедеврами этого времени: храмами самого Ярославля, Толгским монастырем, Михайло-Архангельский монастырем в Великом Устюге, Воскресенским монастырем в Угличе и так далее.
А еще этот митрополит был увлечен литьем колоколов. Писал с присущем ему юмором: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».
Крупнейший колокол он назвал в честь своего отца — Сысоем. И вроде бы собственнолично сочинял мелодии для знаменитых ростовских колокольных звонов.
Россия. Ростов Великий. Вид с ул. Сакко. Фото Прокудин-Горского, 1911 г. Wikimedia Commons
Михаил Нестеров писал: «Виденный мною Переславль-Залесский — лишь только прелюдия к чудным, своеобразным звукам, который дает собой Ростов Великий с кремлем, его глубокохудожественными храмами, звонницами и знаменитым ростовским звоном. Звон этот единственный, он имеет шесть особых мотивов, ведущих свое начало с давних времен, и мотивы эти носят наименования былых святителей ростовских, например, Авраамьевский, Дмитровский, Ионафановский и проч.».
Восхищался звонами и Станиславский: «Представьте себе наверху церкви длинную, точно крытый коридор, колокольню, звонницу, на которой развешены всевозможных разных размеров и тонов большие и малые колокола. Несколько звонарей перебегают от одного колокола к другому, чтобы ударять в них, согласно срепетированному ритму. Так вызванивали своего рода мелодию многочисленные участники своеобразного колокольного оркестра. Потребовался целый ряд репетиций, чтоб достигнуть желаемой стройности и приучить людей перебегать от одного колокола к другому в определенном темпе и с соблюдением необходимого ритма».
Не удивительно, что режиссер первым делом увидел в тех звонах театральное действие.
А сами звонари любили сочинять забавные стишки — для лучшего запоминания звона. Например, такие:
У нас денежки украли! У нас денежки украли! Украли, украли, украли!
И в ответ с соседней колокольни:
А мы знаем, да не скажем! А мы знаем, да не скажем! Не скажем, не скажем, не скажем!
В 1787 году церковную столицу региона перенесли из Ростова Великого в Ярославль, и к середине XIX века кремль страшно обветшал. Ростовский краевед А. А. Титов писал: «В конце 70-х уже не было ни крыш, ни потолков; своды во многих местах совсем провалились, стены дали глубокие трещины… а на остатках полуразрушенных сводов вырастали даже деревья… Изредка любопытный посетитель с великою осторожностью и страхам, цепляясь за распадающиеся руины, пробирался по грудам мусора и щебня взглянуть на неизвестное ему здание».
Ростовский кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова. Фото: Alexxx Malev/Flickr
Заброшенному шедевру явно требовался новый хозяин. И в 1883 году он появился — в лице Музея церковных древностей. Он первое время занимал лишь одно помещение. Но со временем растекся по всему кремлю и стал Музеем-заповедником.
Правда, в середине прошлого столетия ростовский кремль опять пришел в упадок. Юрий Нагибин писал в дневнике: «Ужасны запахи ростовского кремля… Тебя овевают ароматы помойки, отсыревшей штукатурки, склепа, гнилой картошки и еще какой-то невообразимой прокисшей дряни. И нахально таращатся с плакатов слова Горького о бережении к старине, прошлому, минувшим дням родной земли. Безразличие, переплюнувшее сознательный цинизм».
Но и этот печальный этап завершился. Сегодня там вроде бы всё хорошо.
Обсудите в соцсетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||