Следующий фильм, который я хотел бы снять об Алексее, должен быть о его инаугурации
Режиссер фильма Навальный Дэниэл Роер: Следующий фильм, который я хотел бы снять об Алексее, должен быть о его инаугурации
На кинофестивале Санденс, одном из главных кинофорумов мира, в конце января с большим успехом прошла премьера документального фильма Навальный, который снял молодой канадский режиссер Дэниэл Роер: лента получила приз зрительских симпатий. Фильм был также куплен для показа на Западе телеканалом HBO. В России прокат фильма не планируется ни в каком виде: российские власти считают Навального экстремистом и внесли созданный им Фонд борьбы с коррупцией и его штабы в список экстремистских и террористических организаций, деятельность которых запрещена. Сам политик находится за решеткой в колонии. Скорее всего, фильм о главном российском оппозиционном политике не будет доступен и на российских стриминговых сервисах. Однако его пиратская копия с русским переводом уже появилась на нескольких ресурсах.
Телеканал Настоящее Время поговорил с режиссером Дэниэлом Роером и спросил его, как у него, канадца, вообще появилась идея сделать фильм о России и преследуемом властями политике. Роер признался, что Россия и происходящее в ней его просто завораживают, и заметил, что хочет снять как минимум еще один фильм о Навальном – о том, как тот станет демократически избранным президентом своей страны.
– Как и когда вы впервые узнали про Алексея Навального?
– Мне кажется, впервые я услышал про Алексея Навального, когда он участвовал в выборах мэра Москвы в 2013 году. Мне вообще очень интересна политика, история, и, конечно, Россия – это страна, которая меня просто завораживает. Можно сказать, что я слежу за российской политикой в качестве хобби.
Но человек, благодаря которому появился этот фильм, – это Христо Грозев из Bellingcat, он потрясающий. Мы с Христо уже работали над другим проектом, к сожалению, он не получился. И вот мы сидим в Вене, у меня нет ни малейшего представления, что будет дальше, я думал вернуться домой в Канаду. И в один прекрасный день Христо приходит и говорит: Мне кажется, у меня есть кое-что, что может тебя заинтересовать. Ты слышал про Навального?
Я сказал: Да, Христо, я слышал про Навального. И он говорит: Я думаю, что знаю, как найти тех, кто пытался его отравить. И вот так это все началось. И уже через неделю я сидел напротив Алексея и Марии Певчих, его бесстрашного расследователя. И мы стали обсуждать возможность сделать вместе этот проект.
– И они согласились начать сотрудничество уже тогда?
– Да, они понимали, что эта история, которая тогда начала разворачиваться, она просто невероятная. Они понимали, что работа, которой занимался Христо и к которой подключилась Мария Певчих, чтобы ему помочь – что это необыкновенная работа. Они раскрывали это покушение на убийство. И я думаю, что Алексей просто увидел ценность в том, чтобы вокруг были камеры, которые могли все это снять. И решил дать возможность опытному, грамотному режиссеру просто фиксировать все происходящее.
Тогда мы не понимали, во что это вырастет. Но мне кажется, они чувствовали, что очень важно это сохранить. И вот в этом настроении мы и начали нашу общую работу над фильмом.
– Несколько раз в фильме Алексей говорит о смерти и о том, что, возможно, будет предпринята еще одна попытка его убить. Какое впечатление это произвело на вас? Он действительного этого не боится? И что думает его семья и команда? Его смерть обсуждалась как какой-то реальный сценарий?
– Ну, я думаю, что это и так всем известно, Алексей – это воплощение смелости. Вне зависимости от того, разделяете вы его взгляды или нет, сила его характера не вызывает вообще никаких вопросов. Его бесстрашие перед лицом противника – почти сверхчеловеческое.
Я скажу, и я говорил об этом и ранее: проведя достаточное время рядом с Алексеем Навальным, вы проникаетесь его взглядами и его мужеством. И я очень надеюсь, что у меня еще будет возможность вернуться к работе с ним. Следующий фильм, который я хотел бы снять про Алексея Навального, должен быть о его инаугурации, когда Алексей станет первым демократически избранным президентом Российской Федерации.
Очевидно, что Владимир Путин – простой смертный, который однажды перестанет быть президентом России. И я думаю, что самой России совершенно не обязательно всегда оставаться страной, предрасположенной к авторитаризму и бесконечной коррупции. И я действительно считаю, что то, что предлагает Алексей, – это прекрасная Россия будущего. Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться, но то, за что он борется сильнее всего, – это честные демократические выборы. И было бы прекрасно, если бы он сам смог однажды принять в них участие.
– Моя русская подруга из Лос-Анджелеса рассказывала мне, что в Штатах люди, посмотревшие ваш фильм, буквально пребывают в шоке. Отравление главного оппозиционного политика страны спецслужбами и другие события, которые мы, русские, россияне, уже воспринимаем как часть современной истории страны, для них – настоящий триллер. Расскажите, с какой реакцией на ваш фильм вы сейчас сталкиваетесь чаще всего?
– Мне тоже кажется, что американская аудитория действительно в шоке от фильма. Многие пишут, что могут его сравнить с кино про Джейсона Борна – с экшен-муви или, действительно, с триллером. Как создатель фильма я, конечно, считаю это высшей степенью похвалы.
Но, конечно, в первую очередь с помощью этого фильма люди знакомятся с Алексеем Навальным. Я не думаю, что большинство американцев в курсе, кто он. Некоторые люди в США, конечно, знают, что он тот самый человек, которого отравили. Но в остальном, конечно, у них очень поверхностное представление. И то, что я пытаюсь показать – что это очень сложный портрет этого мужественного человека и его семьи.
Я хочу еще раз подчеркнуть: вы можете не соглашаться со всем, за что он выступает, но его борьба за демократию и за прекрасную Россию будущего заслуживает поддержки всего мира. И я думаю, что аудитории резонирует и откликаются его история и его харизма.
– То есть вашей основной задачей было познакомить зрителей в США с самим Алексеем?
– Я бы не сказал, что это было моей основной задачей. Скорее, моей основной задачей было сделать самый лучший фильм, который я только мог снять. И вышло так, что Алексей стал объектом этого фильма. Для меня, как для режиссёра, не может быть ничего важнее чем сделать самый лучший фильм. И в этот раз получилось так, что фильм посвящен необыкновенно харизматичному герою. Люди неминуемо познакомятся с ним в этом фильме. Но я не могу сказать, что именно это было моей главной целью.
– Я думаю, вы знаете, что в России вокруг фильма идут большие споры: люди пытаются понять, кто был вашей целевой аудиторией? Ведь в России сейчас не существует способа посмотреть ваш фильм легально. И, честно говоря, я не думаю, что в Москве или люб ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||