Пермская езда: как будет дальше развиваться транспортная реформа
Большая транспортная реформа в Перми продолжается уже четвертый год. По значимости для горожан тема общественного транспорта сегодня уступает, пожалуй, лишь ковид-повестке. Недаром только за последние дни в Перми прошло сразу два круглых стола, посвященных транспортной реформе. Общественники, эксперты и чиновники обсуждали ее итоги и дальнейшие шаги в этой отрасли в краевой общественной палате и пермском реготделении ОНФ.
«ФедералПресс» выделяет ключевые моменты и тезисы, которые прозвучали на этих круглых столах.
Новый автопарк и некурящие водители
Активная подготовка большой реформы общественного транспорта в Перми стартовала еще в 2018 году. В 2019 году начали заключать первые брутто-контракты с перевозчиками и постепенно внедрять новую маршрутную сеть. Ее краеугольными камнями на тот момент стали введение укороченных маршрутов, создание системы транспортно-пересадочных узлов и бесплатные пересадки. Достаточно символичной в ходе реформы получилась ликвидация троллейбусного сообщения в столице Прикамья летом 2019 года.
Одним из достижений реформы начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин считает серьезное обновление подвижного состава, а также повышение качества работы перевозчиков.
«На сегодня в городе курсирует 613 новых автобусов и 24 новых трамвая. Это больше 70 % от всего парка общественного транспорта», – сообщил Анатолий Путин на одном из круглых столов.
С прошлого года на городских маршрутах нет автобусов старше 10 лет.
«В новых контрактах прописали достаточно четкие требования к подвижному составу, его безопасности. Так как сегодня перевозчики не зависят от количества денег, собираемых с пассажиров, то достаточно редкими стали случаи гонок между автобусами. Как результат, по сравнению с 2019 годом количество ДТП с участием общественного транспорта снизилось в два раза. Также сегодня действуют жесткие требования, как должен выглядеть водитель, что ему запрещено делать. Например, искоренили проблему курения водителей в транспорте. Еще год назад это наблюдалось повсеместно», – поясняет начальник департамента транспорта Перми.
Удар по бюджету
Выступая на круглых столах, Анатолий Путин выделил два ключевых, на его взгляд, недостатка в нынешней транспортной модели. Первый из них – это негативная оценка со стороны жителей изменений сети маршрутов там, где сокращалось их дублирование. Вторая проблема – увеличение финансовой нагрузки на городской бюджет из-за снижения пассажиропотока.
«Таковы особенности новых брутто-контрактов, которые фиксируют расходную часть. Тогда как исполнение доходной части – это риски администрации, как заказчика транспортной услуги», – пояснил начальник дептранса.
По итогам 2021 года убытки городского бюджета, связанные с общественным транспортом, превысили 1,9 млрд рублей. Хотя изначально разрыв между доходами и расходами на транспортную отрасль планировался на уровне 1,14 млрд рублей. Неисполнение плана по доходам, которое и привело к увеличению разрыва, эксперты связывают с несколькими причинами. Среди них – снижение пассажиропотока из-за антиковидных ограничений, рост доли бесплатных пересадок (еще действовали в 2021 году) и безналичной оплаты проезда (как известно, при таком способе пассажир платил 24 рубля), завышенные прогнозные показатели общего объема пассажиропотока.
Кстати, первый замглавы Перми Эдуард Хайруллин на круглом столе в ОНФ отметил, что не стоит бюджетные расходы на транспортную отрасль рассматривать исключительно как убытки.
«Это та цена, которую город платит за перевозку жителей и качество общественного транспорта», – отметил чиновник.
Корректировка маршрутной сети продолжится
Анатолий Путин анонсировал, что в этом году продолжится локальная корректировка маршрутов, исходя из пожеланий пассажиров.
«Мы достаточно сильно отступили от первоначального проекта маршрутной сети. Продлили больше 19-ти маршрутов, два – восстановили. С одной стороны, расширили охват территории города и задействовали новые участки, куда раньше не ходил общественный транспорт. Постарались увеличить количество автобусов на маршрутах в удаленные районы. С другой стороны, в центре, где перевозчики традиционно планировали свои маршруты по Компросу и улице Пушкина, сократили дублирование. Сегодня основной негатив идет как раз от жителей районов, прилегающих к центру. В частности, жители говорят о проблемах на таких направлениях, как маршруты из микрорайона Крохалева, а также между Индустриальным районом и Компросом», – заявил Анатолий Путин.
Эдуард Хайруллин подчеркнул, что в планах – увеличивать количество выделенных полос для автобусов по всему городу. Впервые за несколько лет новую выделенную полосу в этом году оборудуют на улицах Стахановской и Чкалова.
«Это один из самых напряженных участков с точки зрения задержек рейсов. Хотим на примере выделенной здесь полосы показать как положительные эффекты для общественного транспорта, так и отрицательные последствия для владельцев личных автомобилей. В целом, по нашим оценкам, если в масштабах города даже на 10 % увеличить среднюю скорость движения общественного транспорта, то это позволит сэкономить 370 млн рублей в год. И эти средства как раз можно направить на развитие сети и открытие новых маршрутов, либо на увеличение количество транспорта на направлениях с высоким траффиком», – подчеркнул начальник городского департамента транспорта.
Болезненный рост тарифа
Разумеется, на круглых столах не обошли вниманием серьезное повышение разовой стоимости проезда в пермских автобусах и трамваях до 33 рублей, которое вместе с отменой бесплатных пересадок произошло с 10 января этого года.
В общественной палате края Анатолий Путин сообщил, что такой рост цены на билет не связан с проводимой транспортной реформой. По его словам, формула расчета тарифа такова: в числителе – стоимость транспортной работы на планируемый год, а в знаменателе – фактический пассажиропоток за прошлый год, который, как уже сказали, существенно снизился. Стоимость транспортной работы включает в себя зарплаты водителей, затраты на топливо и ГСМ, расходы на обслуживание транспорта и т.д. Путин подчеркнул, что расчет этих расходов не зависит от вида контрактов.
Еще по теме
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||