Человек дня: Иван Шадр
11 февраля 1887 года родился скульптор Иван Шадр.Личное дело
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Постоянным местом жительства семьи был находящийся неподалеку город Шадринск, где и прошло детство мальчика.
В семье было двенадцать детей, прокормиться было трудно, поэтому в возрасте одиннадцати лет Иван был отдан «в люди»: отправлен в Екатеринбург, где работал на фабрике купцов Панфиловых. В 1901 году покинул фабрику и без подготовки сдал вступительный экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, став лучшим из 24 претендентов. Его учителем стал живший тогда в Екатеринбурге латвийский скульптор Теодор Залькалнс. Вместе с учащимися школы он участвовал в политических демонстрациях на улицах Екатеринбурга в дни революции 1905 года. Окончил обучение в 1906 году и отправился странствовать по России со своим другом Петром Дробышевым. Побывал на Волге, на Дону, на Кавказе, в Москве, добрался до Петербурга, где неудачно попробовал поступить в Академию художеств. Обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Зарабатывал на жизнь уличным пением. Заметивший его режиссер Михаил Дарский помог ему поступить на Высшие курсы Театрального училища и в Музыкально-драматическую школу. Иван всерьез выбирал между занятием профессией художника и оперного певца. Возможно, на его выбор повлияла высокая оценка его рисунков, данная Ильей Репиным. В 1909 году прослужил год в армии. После окончания службы городская дума Шадринска выделила стипендию на его обучение. И смог отправиться в Париж.
В Париже он занимается в художественной Академии де ла Гранд Шомьер. Его наставниками становятся Огюст Роден и Антуан Бурдель. В это время Иван Иванов начинает использовать псевдоним Шадр в честь родного города. В 1911 году стажируется в Институте изящных искусств в Риме. Вернулся в Россию в 1912 году.
Работает в Москве, одновременно учится в Московском археологическом институте. В 1918 году отправляется ненадолго в Омск, но в итоге живет там до 1921 года, когда, после восстановления железнодорожного сообщения, наконец может вернуться в Москву. С 1926 года становится членом Общества русских скульпторов. В тот же год вновь посещает Францию и Италию. В 1940 году тяжело заболевает. Тайно создает в мастерской собственное надгробие.
Умер Иван Шадр в Москве 3 апреля 1941 года.
Иван Шадр за работой. 1930-е
Evstafiev/Wikimedia Commons
Чем знаменит
Выдающийся скульптор. В 1910-е годы в его работах ощущается значительное влияние стиля модерн и национально-романтических настроений. Создал ряд памятников жертвам Первой мировой войны. Среди них и самый грандиозный замысел Шадра, оставшийся нереальзованным – «Памятник Мировой скорби». Скульптор задумал его в 1914 – 1915 года, а в 1916 году получил шанс реализовать свой проект. После того, как в мае 1916 года немецкая подводная лодка потопила в Черном море русско-французское госпитальное судно «Портюгаль», на котором погибло 115 человек, Московская городская дума постановила создать мемориал на Братском кладбище в селе Всехсвятском. Проект Шадра победил на конкурсе, но выделенных средств оказалось недостаточно. Построить этот памятник собирались и после революции, в рамках Плана монументальной пропаганды. По словам искусствоведа Владимира Фриче он должен был воплощать «апофеоз человечества, шедшего через море ужасов и крови, эксплуатации и насилия, поднимая все новые восстания, к пирамиде равенства, братства и свободы...». Но и тогда реализовать замысел не удалось.
Даже действуя в рамках официального советского искусства, Иван Шадр сохранял свойственные его творчеству темперамент и романтический оттенок. Среди известных работ Ивана Шадра скульптура «Булыжник – оружие пролетариата», скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, сделанные по заказу Гознака для изображения на банкнотах (так называемые «денежные мужики»), памятник Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, надгробия Надежды Аллилуевой и Екатерины Немирович-Данченко на Новодевичьем кладбище, горельеф «Борьба с землей», портрет «М. Горький. Буревестник».
О чем надо знать
Шадра часто называют автором скульптуры «Девушка с веслом», растиражированной во многих советских парках. На самом деле история этого мотива в советской скульптуре сложнее. Гипсовые скульптуры в парках воспроизводили две работы другого автора – Ромуальда Иодко, выполненные для стадиона «Электрик» в Черкизово (1935) и для парка водного стадиона «Динамо» (1936). Но Шадр действительно сделал свою «Девушку с веслом». Он работал над этой скульптурой в 1934 – 1935 годах. 12-метровая скульптура была установлена в центре фонтана на главной аллее парка. Но работу Шадра подвергли суровой критике, обвинив в том числе и в излишнем эротизме (в отличие от работ Иодко девушка Шадра изображена обнаженной). По некоторым свидетельствам, скульптура не понравилась лично Сталину. В результате в 1936 году «Девушка с веслом» работы Шадра была перевезена в Ворошиловград (Луганск) и установлена там в парке культуры и отдыха. Архитектор Александр Шеремет разместил ее в специально построенном гроте. В 1940-е годы скульптура бесследно исчезла. Иван Шадр сделал еще один вариант «Девушки с веслом». Она была высотой лишь восемь метров, изменения коснулись позы и пропорций фигуры. Эта работа в 1936 году была установлена в Парке имени Горького, но она погибла во время бомбежки в войну. Уменьшенная копия первого варианта «Девушки с веслом» Шадра находится в коллекции Третьяковской галерии. В 2011 году статуя была восстановлена в Парке культуры и отдыха.
Прямая речь
Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страстей, мастерства – так, как, бывало, умел это делать Ф.И. Шаляпин — скульптуру, мною раньше невиданную. Рабочий, молодой рабочий, в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной красотой формы, всем тем, чем жили великие мастера, чем дышал Микеланджело, Донателло… а у нас старики и иногда еще один, неизвестно зачем покинувший Родину…Стою зачарованный, обхожу кругом – великолепно! Спрашиваю – чье? – Говорят – Ивана Митрича… В восхищении смотрю и снова возвращаюсь, чтобы любоваться моим другом, моим истинным художником. Мысленно целую его, крепко желаю, чтобы он поскорее поправился и дал «такое», чтобы все любящие его возликовали, а завистливо ненавидящие обкусали себе когти. Спасибо, дорогой Иван Митрич, за ту радость, какую вы мне дали ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||