Человек дня: Савва Морозов
15 февраля 1862 года родился Савва Морозов, промышленник и меценат.
Личное дело
Савва Тимофеевич Морозов (1862—1905) родился в подмосковном городе Орехово-Зуево в богатой старообрядческой купеческой семье, владевшей текстильной мануфактурой. Получил хорошее образование: в 1881 году окончил 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот, затем Императорский Московский университет, получив диплом химика (1887). В 1885 году уехал в Англию, где изучал химию в Кембридже и одновременно знакомился с организацией текстильного производства в Манчестере.
В 1886 году после Морозовской стачки и последовавшей болезни отца Савва вернулся в Россию и принял управление делами. Он стал во главе Никольской мануфактуры (село Никольское сейчас находится в черте города Орехово-Зуево) и начал ее модернизацию.
Морозов выписал из Англии новейшее оборудование, много внимания уделял улучшению условий труда и жизни рабочих. Он построил для них новые казармы, открыл медицинские пункты, новую богадельню, парк для народных гуляний, библиотеку. Также он стал платить пособие работницам, временно оставлявшим работу по беременности. Для женщин с маленькими детьми на фабрике были организованы ясли.
Молодые перспективные сотрудники могли получить стипендию на обучение в технических вузах.
В 1888 году Морозов женился на своей разведенной свойственнице Зинаиде Зиминой, также происходившей из старообрядческой купеческой семьи. Спустя шесть месяцев у них родился первенец Тимофей. Для супруги Морозов построил особняк на Спиридоновке (ныне Дом приемов МИД России). Архитектор Федор Шехтель выполнил его в модном тогда неоготическом стиле. Интерьеры здания разрабатывал художник Михаил Врубель.
Дом быстро стал популярным среди москвичей. Супруга Морозова звала на свои вечера видных артистов, художников, писателей, а также представителей знати. Сам фабрикант не любил эти салоны и редко появлялся на них.
Антон Чехов отмечал в одном из писем жене: «Зачем Морозов Савва пускает к себе аристократов? Ведь они наедятся, а потом, выйдя от него, хохочут над ним, как над якутом. Я бы этих скотов палкой гнал».
Вместо салонов Морозов всерьез увлекся театром, он не только щедро жертвовал Московскому художественному театру, но и заведовал его финансовой частью. На одну только перестройку здания театра в Камергерском переулке промышленник потратил 300 тысяч рублей. Общая сумма, издержанная им на МХТ, составила около полумиллиона.
Морозов сформулировал и основные принципы работы театра: быть доступным для широкой публики (для этого должны быть доступными цены на билеты) и играть пьесы, имеющие общественный интерес.
В МХТ промышленник увлекся актрисой Марией Андреевой — женой статского советника Андрея Желябужского. Об их бурном романе было известно далеко за пределами театра.
Константин Станиславский писал актрисе: «Вы хвастаетесь публично перед посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас [жена Морозова> Зинаида Григорьевна ищет Вашего влияния над мужем. Вы ради актерского тщеславия рассказываете направо и налево о том, что Савва Тимофеевич, по Вашему настоянию, вносит целый капитал... ради спасения кого-то».
Андреева во многом повлияла и на политические взгляды Морозова. В его особняке на Спиридоновке проходили полулегальные встречи кадетов. Впоследствии вслед за Морозовой он стал общаться с большевиками, на его деньги издавалась ленинская газета «Искра», а также были учреждены легальные издания большевиков «Новая жизнь» в Петербурге и «Борьба» в Москве, проводились первые съезды РСДРП. Сбором денег для РСДРП Андреева занималась по поручению самого Ленина, начиная с 1903 года.
С середины того же года у Андреевой завязался роман с Максимом Горьким, а Морозов вернулся к жене, родившей ему четвертого ребенка.
После Кровавого воскресенья — жестокого разгона шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу в январе 1905 года — Морозов задумал провести кардинальные преобразования на своей мануфактуре — дать рабочим право на часть получаемой прибыли. Также он составил записку правительству «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод».
Мать промышленника Мария Федоровна, которой принадлежало производство, пригрозила отстранить его от управления. Манифест, написанный правительству, был сожжен.
После этого, а также начавшейся реакции в стране Морозов впал в хандру, стал затворником, много времени проводил в одиночестве. Собранный по настоянию жены и матери врачебный консилиум констатировал у него тяжелое нервное расстройство и рекомендовал лечение в Европе.
Вместе с женой Морозов уехал в Канны. Там 26 мая 1905 года в номере «Роял-отеля» магнат покончил с собой.
Савва Тимофеевич Морозов с орденом Святой Анны на шее. 1896г.
Wikimedia Commons
Чем знаменит
Блестящий русский промышленник, сделавший Никольскую мануфактуру в Подмосковье одним из образцовых предприятий империи. Морозов провел на своих текстильных фабриках целый ряд преобразований, следствием которых стало улучшение положения рабочих. Он ввел оплату работницам декретных отпусков, оплату больничных, ясли при фабрике, расширил богадельню и т. д. Морозовский холдинг включал в себя также химический завод, кирпичное производство, торфяные разработки. На рубеже веков на его фабриках работали более 13 тысяч человек.
При этом европейский либерализм у Морозова сочетался со старообрядческими традициями. Так, на его фабрики и заводы старались не принимать холостяков, увольняли не только пьяниц и воров, но и больных венерическими заболеваниями.
В историю Морозов вошел и как известный меценат, много сделавший для становления МХТ.
«Внесенный вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова», — обращался к нему сооснователь театра Константин Станиславский.
О чем надо знать
Дед Саввы Морозова — Савва Васильевич — был крепостным и принадлежал помещику Николаю Рюмину. При барине он трудился сперва пастухом, затем извозчиком, после стал ткачом, который за сто верст ходил в Москву продавать свой товар скупщикам. Вместе с женой он начал с небольшой шелкоткацкой мастерской. В 1811 году в ней трудились уже 20 наемных работниц. В год она приносила около 1200 рублей дохода. Война 1812 года сильно подстегнула спрос на его товар (мануфактуры в Москве сгорели при пожаре). В итоге к 1821 году Савва Васильевич выкупил себя и семью из крепостной зависимости, заплатив помещику 17 тысяч рублей ассигнациями.
Вскоре он купил у своего бывшего помещика землю на правом ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||