Агния Барто
17 февраля 1906 года родилась детская поэтесса Агния Барто
Личное дело
Агния Львовна Барто (урожденная Волова, 1906 – 1981) родилась в Москве в семье ветеринарного врача Льва Волова. закончила гимназию, училась одновременно в хореографическом училище, мечтая стать балериной. Еще гимназисткой начала писать стихи. Однажды ее училище посетил нарком просвещения Луначарский. Он услышал, как одна из учениц читает свое стихотворение «Похоронный марш». Через несколько дней он встретился с Агнией и в беседе выразил уверенность, что ее призвание – писать веселые стихи.
После окончания училища девятнадцатилетняя Агния уже была уверена, что хочет стать детским поэтом. Она всего три года танцевала в балетной труппе, а потом постипила на службу в детскую редакцию Госиздата. В 1925 году, были опубликованы ее детские стихотворения: «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».
С первым мужем Павлом. Фото: www.bartofamily.org
В 1921 году вышла замуж за поэта Павла Барто, в 1927 году у них родился сын Эдгар (Гарик), впоследствии погибший в мае 1945 года. Вскоре после рождения сына супруги развелись. Вторым мужем Агнии Барто стал крупный теплоэнергетик член-корреспондент АН СССР Андрей Щегляев.
В 1930-х годах сборники детских стихов Агнии Барто выходили один за другим: «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки», (1936), «Снегирь» (1939). В 1937 году Агния Барто была в Испании как делегат Международного конгресса в защиту культуры, она побывала в осажденном Мадриде. В годы Второй мировой войны Агния Львовна много работала журналистом, выступала по радио, на фронтах, писала стихи. В 1942 году она была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
После войны Агния Барто продолжает сочинять детские стихи. Выходят ее новые сборники: «Первоклассница», «Веселые стихи», «Стихи детям». Среди них выделяется «Звенигород» - сборник стихотворений о жизни детей, потерявших родителей во время войны, в звенигородском детском доме.
Агния Барто была автором сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой, 1939), «Слон и веревочка» (1945), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10000 мальчиков» (1961), «Ищу человека» (1973).
Умерла Агния Львовна Барто в Москве 1 апреля 1981 года.
Чем знаменита
Всего Агния Барто написала более ста сборников детских стихов, общий тираж ее книг превысил двадцать миллионов экземпляров, причем некоторые книги переиздавались по четыреста раз (и это не считая современных изданий, часть которых была «пиратскими» и не попала в официальную статистику). Также она подготовила замечательный сборник стихотворений «Переводы с детского», где в ее переводе были собраны стихи детских поэтов разных стран мира. Стихи же самой Агнии Барто переведены на десятки языков, включая японский.
О чем надо знать
С книги «Звенигород» начался очень важный этап в жизни Агнии Барто – долгие годы поисков людей, потерянных родственниками во время войны. В 1954 году о книге узнала уборщица Карагандинского дома инвалидов Софья Гудеева, восьмилетняя дочь которой Нина потерялась во время войны. Софья Гудеева написала Агнии Барто письмо о своей истории. Агния Барто решила попытаться найти пропавшую девочку. При помощи милиции после восьми лет поисков Нина нашлась. Рассказы об этой истории появились во многих газетах. Когда Агняя Барто возвратилась из Караганды в Москву, ее ждали семнадцать писем, авторы которых просили помочь найти детей, потерянных в годы войны. Пока Барто думала, как ей лучше поступить, ей позвонили с радио с приглашением выступить. Тогда она решила использовать радио для поиска пропавших детей. В результате появилась передача «Найти человека», девять лет регулярно выходившая на радио «Маяк». За это время она смогла соединить 927 семей, разрушенных войной.
В 1974 году, после того, как передача закончила выходить в эфир, Агния Барто писала: «С трудом привыкаю к тому, что 13 число каждого месяца теперь день для меня обычный. В течение почти девяти лет он был для меня днем особенным. По 13 числам я подходила к микрофону в радиостудии, чтобы рассказать по «Маяку» тысячам, нет, миллионам людей о том, что еще одна мать нашла своего сына, потерянного маленьким в годы войны, и, может быть, в эту самую минуту где-то, на вокзальной платформе или на аэродроме, обнимает его, давно ставшего взрослым. Или рассказать о том, что в каком-то доме открылись двери и навстречу друг другу кинулись - тоже теперь уже взрослые - братья или сестры. Бывали передачи, когда я могла сообщить, что соединено несколько семейств, бывало и затишье. Радость приходит не по расписанию. Но с первых передач «Найти человека» я почувствовала, что множество людей, слушающих «Маяк», полны горячей готовности помочь каждому поиску, каждой трудной судьбе. В чувстве общности тоже была своя радость. И хотя поиски - почти девять лет - подчиняли себе мои мысли, все мое время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное». В 1969 году на материале историй, с которыми Агния Львовна познакомилась, работая на «Маяке», она издала свою первую книгу прозы, которая тоже получила название «Найти человека». Позднее по этой книге был снят фильм, получивший приз на международном кинофестивале в Локарно.
Прямая речь
«Есть выражение переломный момент,— в моей жизни был переломный вечер. От него сохранилось у меня вещественное доказательство: самодельный альбом, от корки до корки исписанный стихами. Читая их, трудно себе представить, что писались они после революции, в ее первые напряженные годы. Рядом с озорными эпиграммами на учителей и подруг спокойно и прочно чувствовали себя в моих стихах многочисленные сероглазые короли и принцы (беспомощное подражание Ахматовой), рыцари, юные пажи, которые рифмовались с госпожи... Но если перевернуть этот альбом, так сказать, задом наперед, то вся королевская рать исчезнет как по мановению жезла.
На оборотной стороне альбомных листков совсем иное содержание, а вместо аккуратных четверостиший строчки идут лесенкой. Метаморфоза эта произошла в один вечер: кто-то позабыл у нас в передней, на столике, небольшую книжку стихов Владимира Маяковского.
Я прочла их залпом, все подряд, и тут же, схватив карандаш, на обороте стихотворения, посвященного учительнице ритмики, которое начиналось словами:
Были вы когда-то Розовой маркизой...-
написала Владимиру Маяковскому:
Рождайся, Новый человек, Чтоб гниль земли Вымерла! Я бью тебе челом, Век, За то, что дал Владимира.
Строчки, конечно, были слабыми, наивными, но, навер ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||