Человек дня: Григорий Бахчиванджи
20 февраля 1909 года родился Григорий Бахчиванджи, летчик-испытатель.
Личное дело
Григорий Яковлевич Бахчиванджи (1909-1943) родился в станице Бриньковская Краснодарского края, где его отец Яков Иванович работал механиком. Когда мальчику было два года, его мать Мария Ефимовна умерла. Отец, оставшись вдовцом с двумя малыми детьми, вскоре женился снова – на вдове Агнессе Степановне, у которой тоже было двое детей. Мачеха стала близким другом Григория, вырастила как собственного сына, заменив ему мать, которую он даже не помнил.
В станице окончил семилетку. Работать начал с 16 лет. Благодаря отцу, с детства интересовался техникой, машинами. В 1925 году в городе Приморско-Ахтарске Григорий устроился в литейную мастерскую, учился на слесаря. Затем стад помощником машиниста паровоза. В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР. Участвовал в строительстве «Завода имени Ильича», на котором в дальнейшем работал слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха.
В 1931 году был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армиюи (РККА). В следующем году стал членом ВКП(б). В 1932 году его послали по комсомольской путевке в Оренбург, в военную школу техников по вооружению самолетов, а в 1933 году он стал учиться в Оренбургской военной школе летчиков и летнабов. В 1934 году окончил школу пилотов, получив 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика. В 1935 году после окончания школы прибыл в полк. Он обладал прекрасной техникой пилотирования и хорошим знанием самолетов, а также имел хорошие физические данные. В итоге было принято решение направить его в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на летно-испытательную работу. Сначала Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете. Бахчиванджи не отказывался ни от каких заданий и каждое из них выполнял безукоризненно. Его заключения о самолетах и моторах были всегда высококвалифицированны. Испытатель фиксировал показания приборов, прислушивался к звукам, отмечал вибрации и толчки, стараясь понять, какие агрегаты ведут себя неправильно при нагрузках. Все наблюдения и данные записывал на планшетку, закрепленную резинкой у колена. Этими записями конструкторы и инженеры руководствовались в дальнейшем при доработке моторов, по ним составлялись инструкции по эксплуатации двигателей в полете.
Григорию Бахчиванджи в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия — реактивных установок на самолете, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японцами на Халхин-Голе.
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, летчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП - истребительного полка особого назначения, который был сформирован по приказу командования в основном из летчиков-испытателей на базе НИИ ВВС.
Бахчиванджи воевал до 10 августа 1941 года. За это время совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолета и 3 в группе. Вырос до командира эскадрильи и получил воинское звание «капитан».
К тому времени в СССР был налажен серийный выпуск новых самолетов, которые требовались фронту, и Бахчиванджи отозвали с фронта на испытательную работу. Он уехал на Урал, в Свердловск, куда был эвакуирован НИИ ВВС.
В октябре 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи был награжден первым орденом Ленина.
Именно Бахчиванджи выпало провести испытания первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем «БИ-1» (БИ — Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель).
Не все проходило гладко. 20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошел взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Палло, а головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударила в бронеспинку сидения, сорвав крепежные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассек лоб. Комиссия, изучавшая причину ЧП, установила, что причиной взрыва стало «усталостное разрушение металла камеры сгорания».
Несмотря на это происшествие, Бахчиванджи от продолжения испытаний не отказался и, вернувшись из госпиталя, снова активно включился в работу. Уже 15 мая 1942 года летчик выполнил первый полет на БИ-1. Испытания проводились в свердловском аэропорту «Кольцово». Впервые при запуске авиационного двигателя летчиком не было сказано традиционного предостерегающего: «От винта!». В этот знаменательный для истории советской авиации день родилась новая команда: «От хвоста!».
27 марта 1943 года Бахчиванджи проводил шестой испытательный полет БИ (уже БИ-3). В этот раз задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полет протекал нормально до конца работы двигателя, произошедшего на 78-й секунде полета (двигатель на БИ-1 мог работать лишь несколько десятков секунд, так как быстро перегревался). После этого истребитель, находившийся в горизонтальном полете на скорости свыше 900 км/ч, вошел в пике и под углом 50
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||