Недовольные слушатели бизнес-тренингов и курсов развития не находят поддержки в суде
elenabs / Depositphotos.com Сфера курсов личностного роста, бизнес-коучинга, марафонов Как прямо сейчас начать зарабатывать миллионы и прочей просветительской продукции бурно развивается, на рынке тренинговых услуг работают более полумиллиона бизнес-тренеров, однако в обществе складывается мнение, что законодательное регулирование данной сферы пока не поспевает за ее развитием.
В частности, ни рынок, ни законодатель не сформировали пока никаких критериев качества таких услуг. Поэтому разочарованные слушатели, – которые идентифицируют себя в качестве обиженных потребителей в терминах Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I О защите прав потребителей, – безуспешно пытаются вернуть деньги за обучение в суде. При этом они испытывают трудности с доказыванием низкого качества обучения (даже если оно и впрямь низкое по стандартам, например, неформальных сообществ самих коучей). Кроме того, суд вообще может не увидеть в них потребителя в смысле Закона о защите прав потребителей, – ведь если слушатель курсов платит за знания, которые он намерен использовать в своей предпринимательской деятельности, то это не очень-то согласуется с целями, которые преследует законодательство о защите прав потребителя. Именно на это указал Восьмой КСОЮ, отказывая в иске о частичном возврате стоимости онлайн-курса по организации продаж в Интернете:
- истец (ученица) указывала на ненадлежащее качество предоставленной услуги, под которым она понимала как отсутствие ожидаемого результата обучения (в виде приобретения новых знаний в области рекламы, позволяющих получать доход от соответствующей коммерческой деятельности), так и технические дефекты самого онлайн-курса (маленький шрифт текстов, неудобная навигация, медленная загрузка материалов, отсутствие звука видеоролика в одном из блоков и т.п.);
- суд установил, что истец получала информационно-консультационные образовательные услуги; указанные истцом технические недостатки суд не счел доказанными, а по поводу того, что истец по результатам неполного обучения пришла к выводу о недостаточности получаемых знаний, суд счел, что само по себе это не свидетельствует о ненадлежащем качестве оказанных услуг;
- суд пересчитал в пользу ученицы размер денежных средств, которые ей следовало вернуть в связи с односторонним отказом от обучения (тренер завысил сумму своих фактических расходов),
- но, учитывая объяснения истца о том, что спорный курс был приобретен у ответчика исключительно с целью извлечения дополнительного дохода, и отсутствие доказательств направленности действий по заключению спорного договора, получению соответствующих знаний на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, суд отказался применять к спорным правоотношениям положения Закона о защите прав потребителей, поэтому во взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа ученице было отказано.
- между сторонами в акцептно-офертной форме заключен договор возмездного оказания услуг по обучению, личностному росту и саморазвитию путем проведения тематических семинаров, курсов, тренингов и индивидуальных чатов обучения и др. в форме онлайн-трансляции по сети Интернет либо комплексного обучения. При этом в качестве результата услуг в договоре-оферте, размещенном в сети Интернет на сайте ответчика, также указаны действия исполнителя по проведению тематических семинаров, курсов, индивидуальных чатов обучения и других форм онлайн-трансляции по сети Интернет;
- в соответствии с подп. 3.2, 5.1, 5.2 договора-оферты, заказчик подтверждает, что до момента заключения договора (акцепта настоящей оферты) получил от исполнителя полную информацию о сроках, порядке оказания услуг. Оплатив услуги обучения по данной программе, истец тем самым акцептовала оферту ответчика, при этом характеристики курса размещены на сайте ответчика и предусматривают трансформационное обучение до 30 дней, личный кабинет, сертификат об обучении, еженедельную онлайн-сессию, индивидуальный разбор заданий, постоянную поддержку куратора, и т.п., в том числе новый финансовый уровень, улучшение здоровья, консультацию психолога по снятию блоков;
- истец посетила 22 видеоурока, выполнила тестовые задания на определение сил и подсознательных ценностей, прошла консультацию психолога по снятию денежных блоков и множество подобных просветительских интернет-мероприятий. Затем куратор сообщил ей о необходимости самой найти людей (минимум 15 человек) для успешного освоения практической части тематического курса;
- именно истец не выполнила условие курса – не проконсультировала 15 клиентов, не представила видеоанкеты, в связи с чем сертификат ей выдан не был. При этом ответчик не давал никаких гарантий, что ученица сможет успешно пройти практическую часть курса, которая полностью зависела от ее коммуникационных навыков и круга общения;
- в связи с этим суд пришел к выводу, что поскольку ответчик до заключения договора предоставил истцу полную и необходимую информацию о предоставляемой по договору услуге, права истца как потребителя ответчиком не нарушены, а значит, оплаченная по договору оказания услуг денежная сумма, неустойка, штраф, компенсация морального вреда взысканию не подлежат.
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||