Человек дня: Михаил Врубель
17 (5) марта 1856 года родился художник Михаил Врубель.Личное дело
Михаил Врубель. Автопортрет. 1885.Киевский национальныймузей русского искусстваМихаил Александрович Врубель (1856 – 1910) родился в Омске. Его отец, в прошлом строевой офицер и участник Крымской войны, служил военным юристом. Из-за этого семья часто переезжала: они жили в Харькове, в Петербурге, в Саратове, снова в Петербурге и, наконец, в Одессе, где в 1874 году Михаил Врубель окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Талант к рисованию мальчик проявлял с детства. Отец одобрял склонность сына к живописи. Когда семья жила в Петербурге, он водил его в школу Общества поощрения художеств, а в Одессе Михаил учился в рисовальной школе Общества изящных искусств. Но отец полагал, что профессия должна приносить пользу обществу, поэтому по его совету Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно он занимался в вечерних классах Академии художеств. Окончив университет и отбыв краткую военную повинность, Врубель все-таки стал учиться в Академии художеств. Занимался в мастерских Павла Чистякова и Ильи Репина.
В 1894 году Врубель отправился в Киев, куда по рекомендации Чистякова его пригласил искусствовед Адриан Прахов для участия в реставрации Кирилловской церкви. В Киеве художник провел шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую живопись и работая над росписями сначала Кирилловской церкви, а потом и Владимирского собора. Однако эскизы росписей Владимирского собора остались нереализованными, так как по мнению Прахова и церковных властей стиль живописи Врубеля не соответствовал требования к росписи православного собора, которая должны была быть выдержанной в византийском стиле. По мнению Прахова, для работ Врубеля следовало бы выстроить отдельный храм.
С осени 1884 по весну 1885 году Врубель совершил поездку в Венецию.
В сентябре 1889 года Врубель приехал в Москву, где поселился в мастерской Константина Коровина на Долгоруковской улице. Вскоре он познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым. В 1891 году Михаил Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», в том числе и знаменитый «Демон сидящий», эскиз которого был создан в 1890 году. В 1896 Мамонтов, занимавшийся художественным оформлением Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», которые комиссия Академии художеств отвергла. Тогда Мамонтов заплатил художнику за оба панно 5000 рублей из личных средств и соорудил отдельный павильон, где выставил работы Врубеля. Над входом Мамонтов велел повесить вывеску «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». В том же году Врубель женился на оперной певице Надежде Забеле.
Последующие пять лет оказались самыми плодотворными в жизни художника. В эти годы были написаны такие картины, как «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Надежда Забела выступала в частной опере Мамонтова, что побудило Врубеля заняться театральной живописью и разработкой костюмов. Врубель участвует в выставках «Мира искусства», венского «Сецессиона», «Группы 36-и». Он продолжает работы в области керамики, начатые еще в 1890 году в мастерской имения Абрамцево, куда его пригласил Мамонтов. В 1900 году за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. 1 сентября 1901 года у него родился сын Савва.
С октября 1901 года у Врубеля появляются первые признаки расстройства психики. У него усиливается депрессия, одновременно художник неустанно работает над картиной «Демон поверженный». К началу 1902 года состояние Врубеля ухудшилось. Психиатр Василий Бехтерев определил у художника прогрессивный паралич (в современной терминологии – нейросифилис, Врубель болел сифилисом еще в 1892 году). В апреле художника поместили в частную клинику с приступом острого психического расстройства. В ноябре 1902 года Бенуа и Дягилев организовали выставку 36 работ Врубеля, которая стала переломной в отношении публики к творчеству художника.
Дальнейшая жизнь Врубеля стала чередой периодов улучшения его состояния и возвращений болезни, когда он вновь становился пациентом клиник. В мае 1903 года умер его сын Савва, что спровоцировало очередной этап болезни. Врубель сам сказал родным: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот». Когда болезнь отступала, художник продолжал интенсивно работать. В начале 1906 года он полностью ослеп.
Умер Михаил Врубель 1 апреля (14 апреля по новому стилю) 1910 года в клинике Адольфа Бари в Петербурге.
Чем знаменит
Выдающийся художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Работал во множестве жанров: станковая живопись, монументальная роспись, рисунок, скульптура, декоративная керамика, оформление театральных постановок, прикладной дизайн. В творчестве Врубеля можно увидеть истоки будущих произведений Шагала, Филонова, Ларионова, Гончаровой, немецких художников-экспрессионистов.
О чем надо знать
Источником вдохновения для работы Врубеля «Принцесса Греза» стала пьеса Эдмона Ростана, впервые поставленная в России в 1896 году. В пьесе принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи и песни. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие, чтобы встретиться со своей мечтой. Когда корабль находится в открытом море, принц последние мгновения жизни поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде, и происходит чудо – прекрасная принцесса склоняется к его изголовью. На картине Врубеля принц Жоффруа изображен с лирой в руках, над ним склонилась Мелисанда, у мачты корабля стоит его друг, рыцарь и поэт Бертран. Справа изображены пираты, потрясенные силой любви принца. По замыслу Врубеля «Принцесса Греза» должна была выражать «общую всем художникам мечту о прекрасном».
Холст с изображением «Принцессы Грезы» был обнаружен в 1956 году среди старых декораций Большого театра. Видимо, он попал туда из оперы Саввы Мамонтова после его банкротства. Высота холста в самой высокой точке полукруга – 7,5 метра, длина – 14 метров, площадь – 94 квадратных метра. Около тридцати лет свернутый холст хранился в здании храма святого Николая в Толмачах, принадлежащем Третьяковской галерее. В 1987 году в здании галереи на Крымском валу была начата реставрация холста, так как только там нашлось помещение достаточной площади, чтобы вместить п ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||