Какими нормами расхода ГСМ пользуетесь вы?
kanvag / Depositphotos.com При установлении норм расхода топлив и смазочных материалов организации бюджетной сферы руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В целом документ носит рекомендательный характер, однако ревизоры из года в год фиксируют в качестве нарушения факты отклонения организациями бюджетной сферы от норм, установленных Распоряжением № АМ-23-р. Несоблюдение указанных норм и связанное с этим неправомерное списание ГСМ входит в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.
На уровне публично-правового образования может быть предусмотрено, что при расчете объема финобеспечения учреждений на основании нормативных затрат объем средств на приобретение ГСМ должен определяться с учетом Распоряжения № АМ-23-р. Так, в отношении федеральных государственных органов и их территориальных подразделений соответствующий порядок закреплен постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084. Аналогичные правила применяют также многие регионы и муниципальные образования. В этом случае применение указанных норм расхода ГСМ становится обязательным. На это указывал Восьмой ААС в постановлении от 27 июля 2020 г. № 08АП-6028/20 по делу № А70-5027/2020.
Конечно, на практике случается, что в силу особенностей эксплуатации транспортного средства фактический расход топлива превышает нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р. В таком случае можно провести контрольные замеры и установить собственный норматив на основании соответствующих замеров А еще вполне может быть, что для определенной модели автомобиля Распоряжением № АМ-23-р норм не установлено. Можно сделать запрос на расчет в норм расхода топлива в научной организации, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике. До получения результатов допустимо применять самостоятельно разработанные учреждением нормы расхода ГСМ.
Важно лишь не злоупотреблять этим правом...
Судебная практика 2022 года пополнилась двумя решениями как раз по вопросу применения норм расхода топлива, установленных организациями бюджетной сферы самостоятельно
В первом случае в суд обратился территориальный орган федеральной службы. Он определил нормы расхода топлива самостоятельно исходя из результатов своих контрольных замеров, которые утвердил соответствующими приказами. Казначейство при проверке установило, что по некоторым автомобилям эти нормы завышены по сравнению с теми, что установлены Распоряжением № АМ-23-р. Для других машин в Распоряжении № АМ-23-р нормы не установлены, но в специализированные научные организации никто не обращался.
В результате применения некорректных норм расхода, необоснованно списано топлива более чем на 100 тыс. рублей. Эту сумму ревизоры потребовали вернуть в бюджет.
Суды двух инстанций поддержали Казначейство. Постановление № 1084 обязывает федеральные органы и их территориальные структуры применять нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р. Если в нем не определены показатели в отношении определенного транспортного средства, для него необходимо применить норму той марки автомобиля, которая наиболее близка к нему по техническим характеристикам, либо обратиться в научную организацию для расчета норм для конкретного автомобиля.
Именно так и сделало казенное учреждение во второй ситуации, ставшей предметом судебного разбирательства.
Учетной политикой учреждения предусмотрено, что в целях списания ГСМ применяются базовые нормы расхода топлива, установленные Распоряжением № АМ-23-р. Тем не менее для двух своих автомобилей учреждение решило разработать индивидуальные нормы, отличные от базовых, и за этим обратилось в стороннюю организацию.
Ревизоры при проверке признали неправомерными расходы на ГСМ, списанные по этим повышенным нормам. Учреждение нарушило положения своей же учетной политики. Распоряжением № АМ-23-р определены базовые нормы для этих моделей автомобилей, применять иные нормы оснований нет.
Учреждение попыталось оспорить выводы проверяющих, но безуспешно. На трех уровнях судебных слушаний судьи были единогласны: базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке, могут быть введены только при условии, что на такой автомобиль нормы расхода топлив не утверждены. Но даже в этом случае обращаться следует в научные организации, осуществляющие разработку таких норм по специальной программе-методике. А фирма, которая делала расчет норм расхода по заявке учреждения, согласно ЕГРЮЛ не является научной организацией, а ведет деятельность в области права и бухгалтерского учета.
На этом основании суды пришли к заключению: использование учреждением норм расхода топлива, разработанных по заказу, неправомерно, поскольку соответствующие базовые нормы для таких автомобилей предусмотрены Распоряжением № АМ-23-р, применение которого в данном случае является обязательным (Постановление Третьего ААС от 25 января 2022 г. по делу № А74-3666/2021, Постановление АС Уральского округа от 14 февраля 2022 г. № Ф09-10463/21 по делу № А47-3758/2021).
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||