"Знай своего клиента" : в Банке России ответили на главные вопросы о платформе
Дарья Федорова
© maglara / Фотобанк Фотодженика
На прошлой неделе Банк России предложил всем кредитным организациям постепенно подключаться к платформе Знай своего клиента в пилотном режиме. Предполагается1, что специалисты регулятора будут консультировать кредитные организации и оказывать им техническую поддержку. В течение нескольких месяцев предстоит отработать технологию, которая позволит регулятору ежедневно получать от банков информацию об их клиентах. Банк России, в свою очередь, будет передавать кредитным организациям сведения об уровне риска клиентов по антиотмывочному законодательству (Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 423-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).
Отмечается, что данная мера позволит организациям убедиться в готовности своих программно-технических комплексов к полноценному информационному взаимодействию с регулятором с 1 июля 2022 года, как предусмотрено законом. О том, для чего требуется платформа и какие новшества ожидают клиентов в связи с ее запуском, напомнили в Банке России.
Что такое платформа Знай своего клиента?
Это сервис, с помощью которого Банк России будет информировать кредитные организации о том, насколько рискованную деятельность ведет тот или иной клиент с точки зрения антиотмывочного законодательства. Регулятор поделит всех клиентов на три группы в зависимости от уровня риска: низкую, среднюю и высокую (зеленую, желтую и красную). В зависимости от такой оценки банки будут определять режим работы с клиентом.
Всех ли банковских клиентов будет оценивать платформа?
Нет, физлиц это не касается. Платформа оценивает только юрлиц и ИП.
Зачем нужна платформа?
Сейчас банки по антиотмывочному законодательству обязаны сами проводить такую оценку клиентов. Это делается для того, чтобы вовремя выявлять и противостоять операциям по отмыванию незаконных денег и их выводу за рубеж. Но у регулятора значительно больше информации, чем у каждого банка в отдельности, и оценка регулятора точнее. Пользуясь ей, банки смогут сосредоточить свое внимание на действительно рискованных клиентах. При этом для добросовестных клиентов, наоборот, взаимодействие с банками будет облегчено: им не смогут отказать в проведении операции, открытии счета.
Сколько клиентов банков могут оказаться высоко рискованными или недобросовестными?
По предварительной оценке Банка России, менее 1%. 99% банковских клиентов – это, по нашей оценке, добросовестный бизнес, так называемая зеленая зона.
А если клиент не согласен с тем, что его считают высоко рискованным?
У клиента в любом случае есть возможность оспорить оценку. Он может обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. Но если и ее решение клиента не удовлетворит, в течение полугода он может обратиться в суд.
Что будет с высоко рискованными клиентами? Их счета автоматически блокируются?
Автоматически ничего не происходит. Банк в любом случае не только использует информацию регулятора об уровне риска клиента, но и сам проводит оценку. И только если это действительно высокорискованный клиент, операции по его счету прекращаются.
_____________________________
1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Банка России (https://cbr.ru/press/event/?id=12770).
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||