Человек дня: Олег Лундстрем
2 апреля 1916 года родился «король джаза» Олег Лундстрем
Личное дело
Олег Леонидович Лундстрем (1916-2005) родился в Чите в семье учителя Леонида Францевича Лундстрема и его жены, домохозяйки Галины Петровны. Отец преподавал физику в читинских мужской и женской гимназиях. Олег был старшим из двух сыновей Лундстремов – брат Игорь, также ставший музыкантом, родился на год позже.
В 1921 году Леониду Францевичу предложили место преподавателя физики в коммерческом училище Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), находившейся в концессии у России. Он заключил контракт на три года с намерением вернуться в Читу, когда Гражданская война закончится. Так Олег, которому на тот момент исполнилось всего пять лет, попал в Харбин – самый «русский» из китайских городов. Обратно в Россию Леонид Лундстрем через три года так и не вернулся, став преподавателем Харбинского Политехнического института.
Детство и юность Олега Лундстрема прошли в Харбине. В 1932 году он окончил коммерческое училище и поступил в Харбинский политехнический институт. Параллельно учился по классу скрипки у известного скрипача Кенига в музыкальном техникуме, который окончил в 1935 году. Его брат Игорь учился там же по классу фортепиано. Олег искренне собирался стать инженером, однако все изменила одна случайная находка. Уже будучи студентом политеха, он как-то прослушивал в музыкальном магазине граммофонные пластинки, готовясь к очередной вечеринке с танцами,. И наткнулся на запись оркестра Дюка Эллингтона.
«И просто меня ошеломило. Я схватил, смотрю. Ну, абсолютно никому не известное. Написано — Дюк Эллингтон и его оркестр. Эта пластинка у меня до сих пор. Я выскочил: а ещё есть? Продавец всю гору терпеливо перебрал: нет, к сожалению, одна эта. А пластинка называлась: Дорогой старый Юг. Я выскочил и с этой пластинкой домой!», - рассказывал Лундстрем.
Потрясенный необыкновенной музыкой, с этого момента Олег Лундстрем с джазом уже не расставался. Собрав группу из также увлекшихся джазом друзей, он на слух воспроизводил композиции с пластинок и делал аранжировки. Ребята с азартом репетировали и в 1934 году выбрали 18-летнего Олега руководителем группы. При этом никто из них и не предполагал, что у нового оркестра окажется такая долгая жизнь, что в итоге он попадет в Книгу рекордов Гиннеса.
«Собирались 5-6 раз, а потом трубач наш Серебряков Виталий, который уже в симфоническом оркестре играл, летом — в духовом оркестре играл в парке — опытнейшие музыканты, а я в школе в бесплатном кружке узнал, где нота до находится. Давайте организуем биг-бэнд, будем играть на балах и вечерах. Олег будет писать. Все: давайте, конечно. Никто не загадывал на долгий срок. Пока мы студенты, поиграем, кончатся студенческие забавы, мы станем инженерами, и каждый займется своей профессией», - вспоминал Лундстрем.
Выступление в 1934 году на Розовом балу Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) считается датой рождения оркестра Олега Лундстрема. Тогда он состоял из девяти музыкантов. Сам Олег играл на фортепиано, его брат Игорь – на тенор-саксофоне. Оркестр играл на балах, многочисленных вечерах, выступал по местному радио.
В марте 1935 года советское правительство продало КВЖД марионеточному правительству Маньчжурии (фактически – Японии). Это событие серьезно повлияло на жизнь многих харбинцев. Начался массовый выезд из Маньчжоу-Го советских железнодорожников. Политехнический институт сменил название и перешел под опеку японцев, после чего большинство студентов отказалось продолжить в нем учебу.
Отца Лундстрема Леонида Францевича вместе с другими работниками КВЖД отозвали в Советский Союз и в том же 1935 году он вернулся в СССР. Семья разделилась. Мать с Олегом и Игорем в 1936 году перебрались в Шанхай, который в то время был центром развлекательной индустрии на востоке Китая. Джаз там был настолько популярен, что в городе было более 40 биг-бэндов. Но группе Олега Лундстрема удалось не потеряться среди них и стать одним из лучших джазовых оркестров.
«Наша команда, прибыв из Харбина, сразу поняла, что в Шанхае нас ожидает совершенно жуткая конкуренция. А у нас в кармане — вошь на аркане! Наш коллектив был составлен только из русских ребят, но от других нас отличало абсолютно бескорыстное желание играть лучшую музыку того времени и дикая работоспособность… Мы ведь молодые были, — сил не занимать, могли не спать сутками, репетируя какую-нибудь новую вещь, чтобы сыграть её вечером для публики. Домой приползали с концертов в 5-6 часов утра, спали, конечно, немного (хватало 3-4 часов), чтобы собраться утром на новую репетицию. Вот этот азарт и стремление быть лучше других сразу выделили нас из среды других музыкантов», - рассказывал Олег Лундстрем.
Вначале музыканты выступали в отеле «Янцзы», но Лундстрем оказался энергичным и удачливым менеджером и через пару лет работы в различных заведениях оркестр получил ангажемент в крупнейшем танцзале «Мажестик-холл», а затем и в самом престижном зале Шанхая — «Парамаунт». В 1937 и в 1940 годах оркестр в летний сезон выезжал на курорт Циндао. В оркестре уже играло 11 человек, а Олега Лундстрема пресса называла «джазовым королем Дальнего Востока» и «королем свинга восточных стран».
В эти годы у Лундстрема уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке русские песни. Он делает аранжировки: «Песня о капитане» И. Дунаевского, «Чужие города» А.Вертинского, «Катюша» М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.
В 1941 году Лундстрем поступает во французский Высший технический центр. «Русских институтов в Шанхае не было, и мы с братом и с музыкантами стали заниматься французским языком. В 1944 году мы получили дипломы, защитившись на французском», — рассказывал Олег Лундстрем. Сам он получил диплом инженера-архитектора, а его брат Игорь — инженера-строителя.
В послевоенные годы оркестр выступает в городских театрах «Лайсеум», «Карлтон» и в Советском клубе. В нем уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре «Лайсеум», посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег Лундстрем пишет свое первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», взяв за основу композиции произведение Рахманинова. Позже - пьесу «Мираж» на восточные мотивы.
К этому моменту возможности творческого роста в Шанхае были исчерпаны. Встал вопрос о переезде в СССР - ведь все участники оркестра имели советское гражданство.
Возможность возвращения на родину музыканты оркестра обсуждали уже не первый год. Окончательно же решение об этом было принято на собрании коллектива в 1947 году, после выхода постановления советского правительства о репатриации.
Оркестру в полном составе с семьями выдали визу на въезд в Советский Союз и 21 октября 1947 года на пароходе «Гоголь» с третьей партией репатриантов они вернулись в СССР через порт Находку.
Музыканты решили обосноваться в Казани. Этот город был выбран из-за нал ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||