Человек дня: Сергей Чаплыгин
5 апреля 1869 года родился Сергей Чаплыгин, один из основоположников современной аэромеханики
Личное дело
Сергей Алексеевич Чаплыгин (1869-1942) родилсяв Раненбурге Рязанской губернии. Его отец, приказчик Алексей Тимофеевич, умер от холеры, когда сыну было всего 2 года. Мать, Анна Петровна, вышла второй раз замуж за воронежского мещанина Давыдова и увезла сына в Воронеж.
В восемь лет Сергей Чаплыгин поступил в гимназию. Довольно быстро стало ясно, что мальчик обладает отличной памятью и незаурядными способностями к обучению. Ему одинаково легко давались иностранные языки, история и другие гуманитарные предметы, но особенный интерес и способности он проявлял к точным наукам, особенно - к математике. В четырнадцать лет стал подрабатывать частными уроками, занимаясь репетиторством с детьми помещиков, что позволяло продолжать учебу.
Весной 1886 года Чаплыгин блестяще, с золотой медалью, окончил Воронежскую мужскую гимназию и в том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. В то время в университете начинал свою научную и педагогическую карьеру Н.Е.Жуковский. Вероятно, его живое, увлекательное преподавание немало поспособствовало интересу Чаплыгина к механике.
По окончании университета в 1890 был по представлению Жуковского на два года оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности со стипендией в 50 рублей, что для семьи Чаплыгина было немалой суммой.
С 1893 года преподавал физику и механику в различных высших учебных заведениях и прикладную математику в Московском университете, начав с должности приват-доцента
Первые труды Чаплыгина, созданные под влиянием Жуковского, относятся к области гидромеханики и описывают геометрическую интерпретацию законов движения твердых тел в жидкости. В 1898 году защитил магистерскую диссертацию с научной работой «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости». В 1903 году защитил докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях. Эта работа положила начало новой отрасли механики - газовой динамике, сыгравшей огромную роль в развитии авиации. В 1895 году заканчивает работу «О движении газа с образованием разрыва», в которой показал, что тело, движущееся в потоке воздуха, испытывает аэродинамическое сопротивление, которое для скоростей, приближающихся к скорости звука, вычисляется через выведенное ученым дифференциальное уравнение, которое сейчас называется «уравнением Чаплыгина».
В 1909 году Сергей Чаплыгин стал ординарным профессором по кафедре теоретической и практической механики, однако в 1911 году покинул университет вместе с большой группой преподавателей в знак протеста против политики тогдашнего министра народного просвещения Л. А. Кассо. С 1905 по 1918 год был директором Московских высших женских курсов.
После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин продолжил вести педагогическую работу и научные исследования. Участвовал в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 года Жуковский привлек его к организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где он работал до конца жизни. В 1921 году, после кончины основателя и первого руководителя ЦАГИ Н.Е.Жуковского Чаплыгин становится главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ (1921 – 1930). В 1928 - 1931 годах - директор (начальник) ЦАГИ.
В это время им были написаны работы: «К общей теории крыла моноплана» (1920), «Схематическая теория разрезного крыла» (1921), «О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло» (1926), «К теории открылка и закрылка» (1931) и другие.
В декабре 1924 года был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в январе 1929 года — академиком Академии наук СССР
Умер Сергей Чаплыгин от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года в Новосибирске, куда была эвакуирована часть лабораторий ЦАГИ, ставших основой Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИИА).
Похоронен в Новосибирске на территории СибНИИА.
Сергей ЧаплыгинЧем знаменитСергей Чаплыгин является одним из самых выдающихся механиков конца XIX — первой половины XX века. Его основные труды были посвящены гидроаэродинамике, неголономной механике, теории дифференциальных уравнений.
Несмотря на то, что Чаплыгин никогда не проектировал самолеты, его имя вошло в историю современной аэродинамики. Разработанная Чаплыгиным теория движения тел в потоке жидкости или газа дала возможность прогнозировать, как будет себя вести в воздухе летательный аппарат. Специалисты до сих пор оперируют выражениями «формулы Чаплыгина», «параболы Чаплыгина», «уравнение Чаплыгина», «постулат Чаплыгина-Жуковского».
Так, работа Чаплыгина «О газовых струях», написанная еще в 1902 году и совершенно невостребованная тогда, 30 лет спустя позволила предсказать поведение крыла самолета при приближении к скорости звука. Многие уравнения Чаплыгина используются в расчетах и современными авиаконструкторами. Им разработаны важнейшие понятия и идеи, на основе которых развивается самолетостроение.
Сергей Чаплыгин внес также огромный практический вклад в развитие отечественной авиации, руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ.
О чем надо знать
С 1905 по 1918 годы Сергей Чаплыгин был директором Московских высших женских курсов (МВЖК). Эти курсы, созданные в 1872 году профессором истории В.И. Герье, стали первым учебным заведением в России, предоставившим женщинам возможность получить высшее образование. С их появлением женщинам любого сословия в России стал открыт доступ к высшему образованию.
Чаплыгин добился расширения Курсов и строительства новых зданий для них на Девичьем поле в Москве. При нем были открыты два новых факультета – медицинский и химико-фармацевтический.
1911 год стал этапным в жизни МВЖК. В связи с разразившимся конфликтом между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А. Кассо, пытавшегося возложить полицейские функции на университетскую администрацию, университет покинуло около 130 преподавателей, в том числе и Сергей Чаплыгин.
Большинство покинувших МГУ преподавателей были немедленно приглашены Чаплыгиным на Курсы. Таким образом МВЖК получили цвет университетской профессуры: к 1912 году более трети работавших на курсах профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов имели ученые степени доктора или магистра.
За период 1900—1913 годы число курсисток выросло с 223 до 7155 человек. МВЖК стали одним из крупнейших ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||