МИРАЖ ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТИ. ЭКСПЕРТЫ ОЦЕНИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ТОЧЕК ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕТЕРБУРГЕ
Петербургу не хватает новых центров общественной и деловой активности в разных частях города. Как считают эксперты, опрошенные порталом NSP, изменить ситуацию под силу властям, но для этого необходимо обратить внимание на «серый пояс», проекты комплексного развития территории и не сбрасывать со счетов транспортную доступность.
В качестве успешного они приводят пример «Москва-Сити», а также несколько зарубежных проектов вроде Дефанса — современного делового и жилого квартала в пригороде Парижа, и лондонского Сити — делового и финансового центра столицы Великобритании.
В Петербурге такие деловые центры могут быть сформированы неподалеку от «Лахта Центра», в районах, где планируется комплексное освоение территорий, а также бывшие промзоны, при условии их грамотного редевелопмента.
Появление точек деловой активности на базе проектов комплексного освоения территорий – благо для окраин. Ведь в этом случае жизнь в районах формируется по принципу «15-минутного города», когда все необходимое есть в пределах шаговой доступности. А такой подход, в свою очередь, сокращает маятниковую миграцию.
«Наиболее перспективным сценарием реализации альтернативных центров для Петербурга, на мой взгляд, будут проекты самостоятельных спутников с обязательным созданием мест приложения труда. Это могут быть крупные предприятия, технико-внедренческие экономические зоны, социальные объекты – то есть, якорный драйвер, который будет являться альтернативным центром притяжения», – считает гендиректор ООО «Город-спутник Южный» Сергей Хромов.
Такие альтернативные центры могли бы появиться и в «серых зонах», при условии, что их застройка будет предполагать создание новых производств, а не исключительно возведение жилых комплексов. Эксперты припомнили планы по преобразованию промплощадки «Горская», расположенной вблизи поселка Лисий Нос. Причину, по которой идеи девелоперов не получили развития, они связали с отсутствием политической воли.
«Я вижу два перспективных варианта: создание делового «сити» в Лахте на базе «Газпрома» и девелопмент «Горской», о котором было заявлено на ПМЭФ-2022. Но если смотреть реалистично, то относительно «Горской» у меня большие сомнения. Поговорили и убрали под сукно. В первую очередь важно строить транспортную инфраструктуру: дороги, развязки, мосты, метро. А на сегодняшний день даже до Лахты добраться проблематично», – считает директор по маркетингу холдинга AAG Евгений Хохлов.
Проект ревитализации Горской компания «Мегалайн» предложила в 2021 году и планировала реализовать уже к 2025-му. На площади в 60 гектаров инвестор хотел создать крупный IT-центр, промплощадку со складами light industrial, объекты туризма с музеем дамбы и смотровой площадкой, а также гостиницы для сотрудников IT-центра и гостей «Горской».
Интерес бизнеса к этой территории не случаен: она удобно расположена всего в 15 км от станции метро «Беговая», имеет выход к воде, кроме того, рядом расположена транспортная развязка с КАД.
Компании «Мегалайн» предстояло проделать большую работу по очистке территории от мусора, который свозили туда годами, а также провести различные оценки и исследования этого района. Инвестор вложил в проект 240 млн рублей, на которые в том числе провел международный архитектурный конкурс. Но на презентации проекта на ПМЭФ-2022 стало известно, что участок передали другому инвестору под чисто развлекательный проект с элитным яхт-клубом.
Решение шокировало общественность и градостроителей, поскольку город терял выгодный в экономическом и социальном плане проект. Впрочем, спустя год о каких-либо подвижках в реализации проекта по строительству в Горской яхт-клуба так и не слышно.
Эксперты, оценивая шансы Петербурга на полицентризм, отмечают, что для успеха таких проектов не обойтись без направленной градостроительной политики и четких и понятных решений без дальнейших «шатаний», как вышло в случае с «Горской». Параллельно власти должны подумать и о транспортной доступности развиваемых территорий – строить новые станции метро и прокладывать дороги, с чем у Смольного периодически возникают проблемы – то финансовые, то организационные.
«Для превращения Петербурга в полицентричный город необходимо, чтобы воля властей и усилия бизнеса объединились в конкретных точках на карте. Если они будут действовать в одном направлении – город будет развиваться, в том числе и полицентрично», – считает глава ГК «Глобал ЭМ» Вадим Парадник.
«Чтобы создавать в спальных и периферийных районах собственные центры притяжения, необходим синтез усилий городских чиновников и бизнеса, нужен стратегический вектор. К сожалению, возникновение новых «спальных» кварталов иллюстрирует другой подход: потребность осознается, когда возможности уже нет», – отмечает директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС Иван Носов.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||