Купленные лайки прокремлевских аккаунтов: расследование DW
Полтора-два рубля за лайк и репост в Facebook, еще столько же - за лайк и ретвит в Twitter. По таким расценкам покупается продвижение для аккаунтов в соцсетях депутата российской Госдумы (ГД) Леонида Слуцкого. Посты председателя комитета ГД по международным делам, где он обычно рассказывает про провокации со стороны Брюсселя или адский абсурд администрации Байдена, регулярно выкладываются на одну из популярных бирж лайков, выяснила DW.
При соответствующем запросе поисковик Google выдает платформу Bosslike.ru одной из первых. Она позволяет накручивать не только лайки, но и подписчиков, репосты, просмотры во всех популярных соцсетях - от Одноклассников и VK до Telegram, YouTube и TikTok.
Все последние посты Слуцкого появляются на бирже лайков
Биржа предлагает ориентировочные ставки за разного вида активность в тех или иных соцсетях. Но в итоге каждый заказчик накрутки сам определяет цену за одно выполнение его задания. Логика проста: чем выше он устанавливает оплату, тем быстрее другие участники биржи выполняют задание.
Цены за посты Слуцкого - одни из самых высоких на данной бирже. Лайки или репосты в Facebook и Twitter обходятся заказчику в сумму баллов, эквивалентную от полутора до двух рублей.
Скриншот: один из твитов Слуцкого (самый верхний) на бирже лайков
Теоретически покупать лайки и ретвиты для Леонида Слуцкого может кто угодно - для регистрации на площадке достаточно лишь адреса электронной почты. А размещать можно ссылки на любой пост или аккаунт. Но по меньшей мере с середины марта, когда DW начала наблюдение за активностью на этой бирже лайков, на ней появлялись все посты депутата Госдумы. Например, апрельскую запись Слуцкого в Facebook о ситуации на российско-украинской границе выставили на эту платформу в течение получаса после публикации. DW отправила депутату Госдумы письменный запрос с просьбой пояснить, причастен ли он или его подчиненные к покупке лайков и репостов для его записей в соцсетях. На момент публикации текста Леонид Слуцкий не отреагировал на запрос DW.
Купленная активность в соцсетях
Депутат Госдумы Слуцкий стал известен широкой публике, прежде всего, после скандала с возможными сексуальными домогательствами. Несколько журналисток в 2018 году обвинили его в харасменте, но вопреки общественному резонансу комитет ГД по этике оправдал коллегу. А центр Досье в опубликованном 5 апреля расследовании выяснил, что так называемый Российский фонд мира, который возглавляет Слуцкий, просил гранты у американских сенаторов.
Депутат Госдумы Леонид Слуцкий
При этом в большинстве своих постов в соцсетях глава комитета ГД по международным делам нещадно критикует США и ЕС. Снова обвинять других, смотря как в зеркало? Не Россия отдаляется от ЕС, Брюссель раз за разом провоцирует конфронтацию, - твитнул, к примеру, российский парламентарий. И заработал больше 170 лайков. Или потратил не менее 115 рублей? DW проанализировала все 78 доступных аккаунтов, лайкнувших этот твит (остальные не отображаются в списке, вероятно, из-за настроек приватности). И все, кроме одного, были с той самой биржи лайков. На это указывает их активность: эти 77 профилей заполнены ретвитами постов, которые выставлялись на накруточной платформе, либо неоднократно лайкали твиты с этой биржи. Примечательно, что по меньше мере девять из этих аккаунтов уже временно ограничены соцсетью из-за подозрительной активности.
К слову, среди ретвитов в упомянутых аккаунтах встречаются и более ранние посты Слуцкого, датированные осенью 2020 года. Это может указывать на то, что записи российского парламентария в соцсетях стали выставляться на биржу лайков еще раньше.
На бирже лайков среди Instagram-магазинчиков - не только Слуцкий
С 2018 года накрутки лайков в социальных сетях исследует Центр стратегических коммуникаций НАТО. Один из авторов докладов центра о подобных манипуляциях Рольф Фредхейм рассказал в беседе с DW, что тоже встречал аккаунты политиков на биржах лайков. Чаще всего это мелкие муниципальные политики. Но самые большие имена, которые мы регулярно наблюдаем (на платформах по накрутке. - Ред.) - это депутаты Госдумы, - сообщил аналитик, отказавшись уточнить, о ком именно идет речь.
В целом политические деятели, скорее, редкость на таких платформах. В Центре стратегических коммуникаций НАТО их долю в покупке интернет-активности оценивают в пределах 10 процентов. А большая часть - это так называемые инфлюенсеры, которые хотят раскрутиться в Instagram или Facebook. Другой часто встречающийся случай - начинающие компании, магазины, которые стремятся выглядеть крупнее и популярнее, чем они есть на самом деле, - объясняет Фредхейм.
Впрочем, DW обнаружила на одной из бирж лайков и другие политические аккаунты наряду с профилем Слуцкого. К примеру, профиль в VK основателя телеканала Царьград Константина Малофеева, выступающего за православные ценности и поддерживающего связи с европейскими ультраправыми. За каждую подписку на него платят 60 копеек.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||