Край непуганых педофилов: чему учит скандал вокруг Елены Прокловой
Негативная реакция российского общества на откровения актрисы лучше всего характеризует его истинный моральный облик.
История, которой поделилась знаменитая актриса и телеведущая Елена Проклова в прямом эфире телеканала НТВ вызвала острейшую дискуссию в российском обществе. Причем львиная доля комментариев была осуждающей: «Ах, зачем же она так?!» Аргументы при этом приводились самые дикие и нелепые, что лишний раз подтверждает неизбывную патриархальность граждан страны независимо от их взглядов. Проклову примерно в одинаковых выражениях осудили и «навальнисты», и «путинисты», и «православные», и левые, и правые, и центристы, и мужчины, и женщины, разумеется – эти в первую голову.
Ей вменяли в вину и то, что она:
- нарушила принцип презумпции невиновности;
- действовала из сугубо корыстных побуждений (якобы получив миллионный гонорар за свои откровения)
- посягнула на честь покойного, практически святого человека, гения всех времен и народов (Олега Табакова);
- просто наврала
И так далее...
Гонители Прокловой тем самым продемонстрировали и свое полное невежество в вопросе психологии насильника и его жертвы, и свою фактически животную жестокость, и, что там скрывать, - зависть к успешной соотечественнице. А актриса Людмила Поргина договорилась до самой сути, заявив, что обсуждать личную жизнь, кто и как тебя домогался – это тлетворное влияние Запада. Дескать, у нас-то принято молчать, неприлично же.
И Поргина оказалась, внезапно, права в том смысле, что существование негласного табу на подобные темы действительно важнейшая часть российской культуры.
Причем, что самое характерное, насильников меньше не становится, несмотря на то, что регулярно появляются сообщения о том, что то тут, то там обнаружен новый сексуальный маньяк. И это тоже весьма характерный для современной России факт: скрывай – не скрывай, а уберечься не удастся. Напротив, патриархальность и невежество только играют на руку педофилам всех мастей.
К счастью, нашлись у Прокловой умные и совестливые защитники, пусть и голос их практически утонул в возмущенном вое остальных, скандалом «оскорбленных». Вот что пишут об этом скандале четверо женщин, трое из которых - что характерно - живут сегодня за границами России.
Жительница Барселоны Юлия Дягилева убедительно объясняет, почему Проклова молчала об этом в те глухие советские времена:
«Женщины молчат. Все женщины. Девочки молчат.
В обсуждениях интервью Прокловой я прям заскринила коммент об этом: ну, каждая же что-то подобное пережила, мы же молчим.
И я силюсь понять, почему надо молчать, почему существует такое требование к жертвам.
Почему молчат жертвы - как раз понятно.
По данным ВОЗ, 35% женщин в течение своей жизни минимум один раз подвергались сексуальному насилию. Чаще всего, со стороны знакомого или партнёра. Это не злодей с ножом нападает на женщину в подворотне, это, чаще всего, мужчина, которому женщина доверяет. Она сама открывает ему дверь своего дома, сама соглашается выпить вместе. И потом оказывается «сама виновата».
Статистика ВОЗ, впрочем, будет неполной, если не упомянуть исследование Лоры Уилсон и Кейтрин Миллер о «непризнанных изнасилованиях». Согласно их исследованию, 60% женщин, переживших сексуальное насилие, не просто никогда никому об этом не рассказывают, но и для самих себя маркируют пережитое насилие, как «плохой секс» или «недопонимание».
Это защитный механизм, позволяющий жертве как-то жить дальше, Уилсон и Миллер называют его «психологической адаптацией выживших».
И это мы говорим о насилии, подразумевающем проникающий сексуальный контакт. Что же до домогательств, то тут правы женщины из комментария со скрина - подобное переживала, наверное, каждая женщина. Часто - лет с десяти-двенадцати начиная.
Попытки облапать в транспорте. Школьный физрук или военрук с липкими руками. Подвыпивший добрый дядюшка на семейном празднике, хватающий девочку за грудь, пока никто не видит. Сосед, с которым зашла в лифт, возвращаясь из школы. Отчим.
Девочки молчат. Потому что видели, как обвиняли тех, кто посмел заговорить. Потому что слышат и читают вот эти высказывания о «к психологу или к духовнику надо идти с таким!».
Пережитое домогательство - это опыт беспомощности, уязвимости и стыда. Если рассказать об этом и получить обвинения вместо поддержки, то это заставляет заново переживать травму. В этой ситуации молчание девочек - их единственно возможный способ позаботиться о себе, избавить себя от дополнительной боли.
То есть, почему молчание выбирают жертвы, мне понятно. Почему общество требует от жертв молчания - не очень.
…Однажды мы здорово напились с моей подругой и обсуждали всякие феминистские темы, потому что я всех своих подруг «кусаю феминизмом». И разговор зашёл о домогательствах, с которыми сталкивается практически каждая девочка. При нашем разговоре присутствовал подругин муж, который, как раз, высказался в стиле - да ну, не может быть, чтоб прям каждая, мы же, всё-таки, в приличном кругу росли.
Ну, что-то такое он сказал.
Подруга моя посмотрела на мужа, вздохнула и начала рассказывать: «Мне было 10 лет...»
Я смотрела на её мужа, он с ужасом слушал её рассказ, понимая, что вот двадцать лет брака за плечами, а он впервые слышит о таком опыте женщины, о которой, думал, знает всё.
Девочки молчат. Возможно, о подобном молчит ваша жена. Или ваша дочь. Если вы когда-то реагировали на истории об изнасилованиях и домогательствах в стиле «да ладно, всё придумала» или «ну самой же надо было головой думать» - вы лично добавили камней в эту стену молчания.
Если вы хотите поддержать жертв, просто начните им верить. В первую очередь - начните им верить. Слушайте девочек и женщин, обращая внимание на их переживания. Научитесь уже различать зоны ответственности и запомните, что в насилии всегда виноват насильник, вне зависимости от поведения и морального облика жертвы. Уясните, наконец, что в ситуации, когда взрослый мужчина растлевает девочку-подростка никакое «она сама хотела» не работает.
И поскольку подобный опыт действительно есть практически у каждой женщины, будьте, пожалуйста, готовы оказать безусловную поддержку, если однажды и ваша жена начнёт свой страшный рассказ со слов «мне было десять лет»…»
Известная российская журналистка и блогерша Арина Холина поражается жесткости обвинителей Прокловой:
«Девиз женщин, выросших в СССР: ЗАЧЕМ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ?
Изнасиловали? – «Зачем об этом говорить?!»
Бьет муж? – «Зачем об этом говорить?!»
Увольняют, если не отсосешь? – «Зачем об этом говорить?!»
Актриса Елена Проклова рассказала, что в 12 лет к ней совал руки в трусы ассистент режиссера. А в 15 лет ее насиловал известный актер. Она не назвала имен, и в каком-то смысле это не так важно — по ее словами фигурант умер, а было эт ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||