Вертолётные напёрсточники
АО «Вертолёты России» при участии Минпромторга презентовали новую схему обновления российского вертолётного парка
В преддверии очередной российской вертолётной выставки, названной почему-то на иностранный манер «HeliRussia 2021», министр Мантуров рассказал о (якобы) большом зарубежном спросе на вертолёт Ми-28НМ (интересно, знают ли иностранцы о подтверждённых ресурсах на основные агрегаты этого вертолёта?) – об этом сообщает NewsRbk.ru Новости. По версии Дениса Валентиновича, «иностранные заказчики проявляют высокий интерес к экспортной версии нового российского ударного вертолёта…» – приводит его слова информагентство.
Можно ли верить этим словам, если по данным наших источников, благодаря деятельности холдинга внешний рынок уже давно взял курс на замену советско-российского вертолётного парка на западные аналоги? И огромная заслуга в этом принадлежит, созданному Мантуровым АО «Вертолёты России», так как именно эта холдинговая компания долгие годы боролась за внешний рынок очень своеобразными методами, реализуемыми, в том числе, и в области поддержания лётной годности. В итоге, количественные изменения перешли в качественные – зарубежные заказчики поняли, что связываться с российским сервисом нет никакого смысла. Конечно мнения, высказанные нашими экспертами, могут быть спорными. Тезис следующий – если внутри страны для реализации вертолётов приходится придумывать «кривые» схемы, то как реализовывать продукцию холдинга на свободном рынке?
Насколько правы эксперты нашего издания, а также возможность оценить адекватность инициатив АО «Вертолёты России», мы предоставим читателю судить самостоятельно после ознакомления с оказавшимся в редакции документом, к которому мы приведём некоторые комментарии.
Лицом к потребителю
Поскольку в холдинге работают различные специалисты широкого профиля, в определенной части далёкие от вертолётной промышленности, то повышать свой уровень профессионализма они пытаются, проводя своеобразные социологические опросы потребителей (как известно, курирующий промышленность российский министр обладает именно социологическим базовым образованием). В марте-апреле этого года российские вертолётные авиакомпании получили обращения холдинга, к которым был приложен опросный лист на 11 страницах. Именно на основе этого листа мы попытаемся сделать анализ «уникальных» подходов холдинга к вопросам эксплуатации вертолётов.
Разделы 1 и 2 («Имидж компании», «Лётно-технические и эксплуатационные характеристики») мы пропустим. Сразу перейдём к разделу 3 «Сервис и послепродажное обслуживание».
В пунктах 3.1. и 3.2. авторы опросного листа интересуются, насколько существующие назначенные и межремонтные ресурсы планера и основных агрегатов удовлетворяют собственников вертолётов. Если вдуматься в эти вопросы, то логично предположить, что технические ресурсы российских вертолётов не устанавливаются на основании кропотливой конструкторской работы, а могут быть «нарисованы» деятелями холдинга, исходя из пожеланий эксплуатирующих организаций? И как может эксплуатант оценить необходимость перехода вертолётов Ми-8МТВ и Ми-8АМТ на эксплуатацию по состоянию (пункт 3.3.), если технический регламент по этим вертолётам совершенно иной? Возникает логический вопрос – а технических специалистов допускали к составлению этого документа или всё это делали бухгалтера?
Но если это ещё как-то можно списать на беллетристику, а вот в пунктах 3.5. и 3.7. эксплуатирующие организации просят оценить продолжительность капитального ремонта вертолётов и адекватность сроков поставки запасных частей. И что же в «меню» холдинга? Из предложенного видно, что в холдинге незазорным гипотетически считается проводить капитальный ремонт вертолётов в периоде более 12 месяцев, как и такие же ориентиры на поставку запасных частей в случае неожиданной поломки. То есть указанный временной ряд говорит о том, что в ожиданиях холдинга 12 и более месяцев (по крайней мере, так указано в опросном листе) – это вполне возможный вариант. Или мы что-то не так прочитали?! Именно поэтому «Версия» публикует опросный лист, чтобы уважаемый читатель смог сам оценить качество вопросов.
Из этой же области и раздел 4 «Экономические характеристики». В пункте 4.1. составители приводят таблицу стоимости лётного часа и зачем-то задают эксплуатанту совершенно глупый вопрос – какая стоимость лётного часа для него приемлема. Позволим себе предположить, что задача любого эксплуатанта состоит в том, чтобы минимизировать эксплуатационные затраты. Так неужели кто-то может выбрать из предложенного максимальные ставки? Или это так, вопрос для галочки?!
В общем из вышесказанного можно сделать следующий вывод: потенциально в холдинге понимают, что многолетняя деятельность этой организации по поддержанию лётной годности вертолётов привела к тому, что в самом холдинге не выглядит вызывающе поставка запасных частей от месяца до года и более, в то время, как западные производители стараются уложиться в регламент 48-74 часа. Далее, «плавающий» лётный час говорит о том, что разница между верхней и нижней, из предложенных границ, составляет до 30% (это по России, при условии известных показателей и относительно равных возможностей эксплуатантов). То есть, по сути, вопрос сформулирован следующим образом – готовы ли вы переплачивать холдингу за лётный час до 30% от возможного нижнего номинала? Интересно, какими будут ответы авиакомпаний…
Но самое интересное, это, конечно же, пятый пункт «Проект предоставления холдингом «Вертолёты России» скидки на приобретение новой вертолётной…» – на этом стоит остановиться отдельно.
Не мытьём так катаньем
Ещё в 2018 году руководство холдинга в условиях падения продаж на внешнем рынке решило «изыскать внутренние резервы» и в «добровольно-принудительном порядке» заставить российские авиакомпании осуществить массовую замену своего парка. «Версия» писала об этой инициативе в материале «Если не будут брать, – отключим газ…». Позже дискуссия о замене парка вылилась в «лёгкий скандал» на форуме в Казане (об этом в материале «Послепродажное рабство»). И вот, весной 2021 года решили повесить для авиакомпаний «морковку» в виде скидки при утилизации старых машин. Именно об этом вещает пятый пункт опросного листа. В нём представлена схема, которую имеет смысл рассмотреть отдельно с практической точки зрения.
Итак, получается, что «Вертолёты России», совместно с Минпромторгом (именно он будет выделять бюджетные субсидии) в очередной раз предлагают авиакомпаниям провести замену парка и новшеством в этой затее выступает возможность сдать в утиль имеющиеся вертолёты в обмен на скидку.
Но как же будет работать этот механизм по описанной схеме? Как мы видим, очень просто (читаем подпункт 7) – сначала авиакомпания должна будет заключить стандартный договор купли-продажи нового вертолёта на условиях холдинга и (вот тут внимательно!), в случае, если к моменту получения но ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||