Обыкновенный террор
На мирный протест режим Александра Лукашенко ответил жестокими репрессиями. По данным на 19 мая политзаключенными в Беларуси признаны 396 человек. После неудавшейся революции абсурдные уголовные дела и показательные процессы стали рутиной. В нашем обзоре - лишь небольшой фрагмент страшной картины.
Преступный приказ
14 мая офицер Генштаба Вооруженных сил страны Денис Урад приговорен к 18 годам лишения свободы. Госизмена заключалось в том, что 14 марта он передал телеграм-каналам NEXTA и BYPOL фотокопию документа, в котором глава МВД Иван Кубраков просит министра обороны Виктора Хренина направить 3725 военных на подавление протестов.
Процесс над 29-летним капитаном, которого лишили воинского звания, проходил в закрытом режиме в Верховном суде Беларуси. Как и положено при тирании, приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Ударные несогласные
Режим наугад выбрал одного из барабанщиков, которые играли на протестных маршах, чтобы оформить срок за организацию массовых беспорядков. Выбор пал на 30-летнего Алексея Санчука. Приговор вынесли 13 мая - 6 лет колонии усиленного режима.
Политзеку также предъявлен иск на 161 тысячу 900 белорусских рублей (примерно 4,75 миллиона российских рублей) от Минсктранса, якобы понесшего убытки из-за перекрытия дорог. У Алексея есть 8-летняя дочь.
Плата за наезд
Белорусский протест славится подчеркнуто ненасильственным характером. В эту традицию не вписываются действия 25-летнего минского инженера Тихона Осипова, который в ночь с 10 на 11 августа 2020 года показал пример активного сопротивления режиму - на своем BMW наехал на пятерых военнослужащих внутренних войск. После ДТП он утопил машину в водоеме и подал в милицию заявление о ее угоне. 19 мая Минский горсуд приговорил Осипова к 11 годам колонии усиленного режима по статьям о покушении на убийство военных, участии в массовых беспорядках и заведомо ложном доносе. Осипов признал вину только по последнему обвинению. Прокурор просил посадить его на 12 лет. Дело рассматривалось повторно - в первый раз процесс прервался из-за замены судьи.
Ничего не попишешь
18-летних Софью Малашевич и Тихона Клюкача отправили с СИЗО в ноябре прошлого года. Софья написала на большом щите, которым ОМОН защищал дворец Лукашенко от мирных протестующих, Лошки петушки и Саша пидор.
Софье дали два года колонии, ее другу за компанию - полтора.
Разговорчики в штабе
Доверенным лицам Светланы Тихановской в Гомеле дали до шести лет за участие в совещании, которое тайно записывалось на видео и позже было опубликовано МВД. Самое страшное из того, что звучит в видеоролике с неряшливыми монтажными склейками, это сказанные нерешительным полушепотом фразы Надо захватывать административные объекты и Нам нужен силовой блок.
Любовь и тюрьма
21 мая вынесли приговор 18-летней брестской Джульетте Виталии Бондаренко и еще 12 политзекам за участие в августовских протестах. Самому старшему осужденному - 32 года. Сроки - до 5 лет усиленного режима, Бондаренко получила 4 года. Это уже второй приговор. Всего по делу об августовских беспорядках брестские суды отправили в колонии уже 22 человека, суды над остальными фигурантами этого дела еще ожидаются.
История брестских Ромео и Джульетты известна всей Беларуси. Бондаренко покинула страну в январе после начала арестов, но вернулась, чтобы проститься со своим возлюбленным - 17-летним Денисом Хазеем, который проходил по тому же делу и получил 3 года колонии. По приезде ее задержали.
Кругом виноваты
Преследуют в Бресте и за подчеркнуто безобидные акции. 13 сентября 2020 года протестующие устроили там хоровод. В хороводном деле более 90 фигурантов - их судят группами. Участники хоровода обвиняются в активном участии в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, повлекших нарушение работы транспорта, предприятий и организаций. 14 мая начался суд уже над четвертой группой - 12 человек. На данный момент по хороводному делу осуждены 32 жителя Бреста: 19 человек получили ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, десять направили на домашнюю химию (особый режим ограничения свободы без отправки в колонию), троих - в колонию общего режима.
Тушкой или чучелом
18 мая вынесен приговор по еще одному делу о протестах в Бресте - делу о чучелах. Активисты наносили надписи и вывешивали чучела силовиков. По делу проходило 10 человек, приговор - до 5 лет колонии.
Студенческая скамья подсудимых
14 мая началось рассмотрение дела студентов. На скамье подсудимых 12 человек: 10 учащихся вузов, преподавательница и недавняя выпускница. С 12 ноября политзеки содержатся в СИЗО. По версии СК, они являлись координаторами на местах, администрировали тематические телеграм-каналы, лично призывали к участию в акциях протеста, изготавливали и распространяли листовки с призывами, управляли участниками, занимались их подготовкой и материальным обеспечением, сообщали о перемещениях сотрудников органов внутренних дел.
Посадочный канал
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||