Человек дня: Игорь Сикорский
25 мая 1889 года родился авиаконструктор Игорь Сикорский.
Личное дело
Игорь Иванович Сикорский (1889—1972) родился в Киеве, был пятым, самым младшим ребенком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского и Марии Стефановны Сикорской, урожденной Темрюк-Черкасовой.
В 12 лет смастерил свой первый, тогда игрушечный геликоптер (вертолет) с моторчиком на резинке.
В 1903 году вслед за старшим братом поступил в Петербургское морское училище, однако спустя три года раздумал становиться моряком. Влюбившись в авиацию, в 1906 году уехал в Париж — тогдашнюю столицу авиаконструкторской мысли. Недолгое время обучался там в Технической школе.
Вернувшись в Киев, Сикорский в 1907 году поступил в Политехнический институт на открывшуюся кафедру «Воздухоплавательная секция». Однако вскоре задумался о собственной мастерской для разработки летательных аппаратов.
Купив в Париже двигатель малого веса, весной 1909 года он начал строить в Киеве свой первый геликоптер. Грузоподъемность этого аппарата достигала девяти пудов (около 150 кг). Он был представлен на воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре 1909 года. Однако первые вертолеты Сикорского не могли взлететь с пилотом, и изобретатель решил сосредоточиться на конструировании аэропланов. В 1910 году на второй модели своего аэроплана С-2 Сикорский впервые поднялся в воздух. В следующем году он получил диплом летчика.
Летом 1911 года на аэроплане С-5 с мотором мощностью 50 лошадиных сил Сикорский пробыл в воздухе более часа, достигнув высоты 450 метров.
В 1912—1917 годах работал главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского завода в Петербурге, поставлявшего воздушные суда для военных нужд.
Здесь он сконструировал аэропланы С-6, С-10 и С-11, занявшие первые места на российских конкурсах военных самолетов. Там же в 1913 году Сикорский построил первый в мире четырехмоторный биплан «Гранд» («Русский витязь», С-21), предназначенный для стратегической разведки. А в следующем году — четырехмоторный биплан-бомбардировщик «Илья Муромец» (С-22). Эти суда положили начало дальней и многомоторной авиации.
В феврале 1918 года Сикорский эмигрировал из России. В Париже он получил заказ на постройку пяти бомбардировщиков, однако после перемирия с Германией в ноябре 1918 года заказ был аннулирован.
В марте 1919 года авиаконструктор уехал в США, поселившись в Нью-Йорке. Некоторое время зарабатывал на жизнь преподаванием математики в школе для русских эмигрантов. В 1923 году вместе с группой энтузиастов Сикорский основал акционерное общество Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занял должность президента. В том же году к нему из Советской России приехали сестры Ольга и Елена и пятилетняя дочь Татьяна от первого брака.
Новый самолет S-29A (Сикорский-29, А — американский) поначалу строился на ферме одного из друзей Сикорского, русского военного летчика Виктора Утгофа, на острове Лонг-Айленд. Завершали постройку в ангаре, расположенном неподалеку. В сентябре 1924 года самолет совершил свой первый удачный полет.
А в январе 1924 года в православном соборе Нью-Йорка Сикорский женился на Елизавете Алексеевне Семеновой, как и он преподававшей в американской школе.
В 1925 году компания была преобразована в Sikorsky Manufakturing Corporation. В 1926 году на одной из ее разработок — самолете S-35 — французский летчик Рене Фонк попытался впервые перелететь Атлантику. Самолет, однако, разбился при взлете.
В 1928 году фирма Сикорского выпустила свой самый массовый серийный самолет — двухмоторную амфибию S-38. Эти суда закупила авиакомпания «Пан Американ» для регулярных рейсов из США в Центральную и Южную Америку. Компания Сикорского, сменившая название на Sikorsky Aviation Corporation, смогла, наконец, построить собственный современный завод в городе Стратфорд, штат Коннектикут. Вместе с Сикорским в Стратфорд переехали более сотни выходцев из России.
В том же 1928 году конструктор получил гражданство США. А уже летом 1929 года его компания стала отделением более крупной United Aircraft and Transport Corporation. Сам Сикорский стал отвечать за конструкторские разработки. Его завод занимался главным образом производством самолетов-амфибий.
В 1938 году United Aircraft решила слить завод Сикорского с другой своей фирмой — разработчиком самолетов для ВМС США Vought. Завод Сикорского стал обслуживать заказы Vought.
Лишенный творческой свободы Сикорский уговорил руководство United Aircraft позволить ему параллельно вести разработку одновинтового вертолета. И в начале 1939 года приступил к конструированию машины. В сентябре того же года он смог оторваться от земли на своем VS-300.
В 1941 году модель была усовершенствована и переименована в XR-4. В 1942 году крупный заказ этих машин сделало Минобороны США. К концу войны на заводе Сикорского было построено свыше 400 таких вертолетов.
На вертолетах Сикорского были впервые совершены перелеты через Атлантический (S-61 в 1967 году) и Тихий океаны (S-65, 1970). В обоих случаях потребовалась дозаправка в воздухе.
Самыми известными вертолетами его компании стали H-5 (гражданский вариант S-51), S-55/H-19, S-56/H-37, S-58/H-34, S-61/SH-3 Sea King, способный взлетать с воды; S-64/CH-54 — вертолет-кран и S-65/CH-53 — тяжелый транспортник.
В 1957 году Сикорский ушел на пенсию, однако оставался консультантом своей компании до самой смерти.
Игорь Сикорский умер 26 октября 1972 года в возрасте 83 лет.
Игорь Сикорский. 1914г.
Карл Булла/Wikimedia Commons
Чем знаменит
Легендарный российский и американский авиаконструктор, создавший дальнюю авиацию в Российской империи (перелеты на «Илье Муромце» из Петербурга в Киев и обратно летом 1914 года). Конструктор самолетов-амфибий в 1930-х годах. Создатель целого ряда гражданских и военных вертолетов, ставших гордостью американской авиации.
Одним из самых массовых стал вертолет H-34 (в гражданской модификации S-58). Эта машина широко применялась в американской армии в 1950-х — 1960-х годах.
Вертолет-кран CH-54 (S-64) с двумя газотурбинными двигателями использовался для эвакуации поврежденных самолетов и вертолетов во время войны во Вьетнаме.
О чем надо знать
Компания Сикорского, начавшаяся с кустарного производства на бывшей птицеферме Лонг-Айленда, существует и поныне. Sikorsky Aircraft все так же специализируется на вертолетах для гражданской и военной авиации и все так же называет свои вертолеты, используя букву S (для гражданских машин) и порядковый номер.
Машины, начиная от S-1 до S-27 были спроектированы Сикорским еще в Российской империи.
Прямая ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||