За 7 лет Украина лишилась национального вагоностроения
Майдан 2014 года будет стоить Незалежной еще одной машиностроительной отрасли. По оценкам украинского экспертного сообщества, до конца 2021-го эта страна может остаться без собственного вагоностроения. Кто виноват, что делать, и как всего за семь лет своими собственными руками можно уничтожить целую отрасль?
Вагоностроение представляет собой разновидность транспортного машиностроения, производящего вагоны для железнодорожного транспорта, обеспечивающего перевозки грузов и пассажиров. Если посмотреть соответствующую запись на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины от 2007 года, то она тогда вся лучилась энтузиазмом. В вагоностроительной отрасли того периода работало аж 18 предприятий, которые намеревались объединиться в единую ассоциацию. Перед молодой и независимой республикой маячили прекрасные перспективы: продукция данных многочисленных предприятий ориентировалась на экспорт в другие страны с учетом потребностей заказчиков, модернизировались старые вагоны, разрабатывались модели новых. В основном на Украине производились грузовые вагоны, а главным рынком сбыта была Россия. Так, из 53 тысяч вагонов, произведенных в 2011 году, 39 тысяч были проданы нам. Незалежная объективно была одним из ведущих мировых лидеров в данной области.
Естественно, что все это рухнуло после государственного переворота в 2014 году, за которым последовали гражданская война на востоке и признание нашей страны «агрессором». В результате из 18 предприятий к настоящему дню осталось только 3 функционирующих, и это фактически означает ликвидацию данной отрасли, констатировал генеральный директор «Аурум Груп» Андрей Жарий:
2021-й может стать годом полной остановки украинского грузового вагоностроения.
Как же так получилось, и причем тут Россия, которая вдруг опять оказалась виновной во всех украинских проблемах?
На самом деле, Киев сам выкопал яму, в которой очутилась целая машиностроительная отрасль. С одной стороны, украинские власти закрыли для собственных производителей российский рынок. С другой стороны, заместить его европейским не удалось по вполне очевидным причинам: ширина железнодорожной колеи в ЕС отличается от советских стандартов, при этом украинским производителям не помогла бы и модернизация, поскольку в Старом свете и без них хватает западных монструозных корпораций, которым не нужны новые конкуренты. Кратное падение объемов производства произошло немедленно, и в 2015 году было выпущено немногим больше одной тысячи вагонов. Предприятия начали разоряться, и к 2019-му их осталось 12, а к 2020 году – всего 5. Прогнозируется, что до конца 2021-го на Украине может остаться всего три последних вагоностроителя.
Нельзя сказать, что Киев ничего не делал, чтобы выправить ситуацию. Лишившись экспортных рынков, власти страны попытались компенсировать их за счет своего внутреннего. Поддержать отрасль был готов Европейский банк реконструкции и развития, в рамках программы по интеграции Незалежной в Трансъевропейскую транспортную сеть согласившийся предоставить «Укрзализныце» целевой кредит в сумме 150 миллионов долларов на покупку 6,5 тысячи вагонов. В 2018 году объем производства вырос до 11 тысяч единиц, из которых треть купил украинский национальный железнодорожный перевозчик, а в 2019 году – 10,6 тысячи вагонов. А дальше началось самое интересное, поскольку цифры начали катастрофически падать, и за первые два месяца 2021 года во всей Незалежной было произведено лишь 184 вагона. Что же произошло? Откуда такой провал?
Причина проста и банальна, поскольку ответ заключается в знаменитой украинской коррупции. В Незалежной дозволена эксплуатация подвижного состава с истекшим нормативным сроком при условии его ремонта, потому перевозчикам выгоднее использовать изношенное старье, чем брать новые вагоны, и это несмотря на оказываемую им финансовую помощь. То, что из-за такой практики быстрее разрушаются железнодорожные пути и повышается риск аварий, «эффективных менеджеров» украинского разлива особо не беспокоит. Допустим, все это внутренние дела Незалежной, но причем тут Россия? А притом, что ветхие изношенные вагоны украинские бизнесмены берут именно в нашей стране, и их количество оценивается в 18 тысяч, что России ставится в вину.
Получается, что Киев сам убил свое вагоностроение, и теперь Незалежная предпочитает эксплуатировать откровенную рухлядь, ввозимую из «страны-агрессора». С ввозом такой техники власти «как бы борются», вводя запреты, но местные «ушлые» предприниматели постоянно находят всевозможные лазейки для их обхода. Вот так всего за семь лет можно своими же руками уничтожить целую машиностроительную отрасль.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||