Дело о выкупе акций: горняки Лебединского комбината попросили защиты в Лондоне
Бывшие миноритарные акционеры Лебединского горно-обогатительного комбината продолжают бороться за свои права на частную собственность. Они выступили с открытым заявлением. Основной посыл таков: в 2007 году их лишили акций путем принудительного выкупа, который осуществлен в интересах структур олигарха Алишера Усманова.
Как следует из коллективного письма в редакцию НИ, конфликт 12 горняков с бизнесменом Алишером Усмановым тянется уже второй десяток лет.
В 2007 году ЗАО «Газметалл» (правопреемник - ЗАО «ХК Металлоинвест») как держатель 95% акций Лебединского горно-обогатительного комбината (ЛГОК) выкупило миноритарный пакет у других акционеров. (Измененный в начале 2006 года закон «Об акционерных обществах» позволял владельцу 95% акций предприятия принудительно выкупать доли миноритариев).
10 октября 2007 года регистратор ООО СР «Реком» произвел списание со счетов депо миноритарных акционеров ценных бумаг: обыкновенных именных бездокументарных акций эмитента ОАО «Лебединский горно-обогатительный комбинат» на основании требования о выкупе ЗАО «Газметалл» (правопреемник - ЗАО «ХК Металлоинвест»).
Сами горняки-миноритарии, по их словам, узнали о продаже своих акций через газеты и уведомления от юрлица.
В соответствии с определением № 208-ФЗ мажоритарный акционер ЗАО «Газметалл» произвел перечисление денежных средств на счет нотариуса в порядке принудительного выкупа акций, исходя из определенной им стоимости 8015,19 рублей ($320) за акцию.
Однако по требованиям федерального закона, принудительный выкуп ценных бумаг может осуществляться только по цене не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена оценщиком.
Миноритарии, большинство среди которых — бывшие работники ЛГОК, трудившиеся на предприятии со времен его основания, не согласились с проведенной оценкой их акций, посчитав, что стоимость искусственно занижена в несколько раз.
«Из документов видно, что в 2007 финансовом году, когда произошло списание наших акций со счетов ДЕПО, «Лебединский ГОК» заработал в три раза меньше ($1 млрд), чем гибралтарский трейдер ($3 млрд), который занимается лишь тем, что перепродает сырье комбината конечным потребителям. Эта разница в доходах наглядно демонстрирует, почему в современной России главным капиталистом стал посредник, а не производственник, почему работают и взрываются комбинаты с шахтами, а зарабатывают офшоры и почему умирают моногорода, а владельцы градообразующих предприятий уверенно лидируют в рейтингах Forbes», - описывают ситуацию бывшие акционеры.
Жонглирование отчетностью по капитализации стало возможно якобы благодаря стараниям «дружественного оценочного бюро».
«Ваш муж заказал через свою фирму две разных оценки капитализации нашего «ЛГОКа» для разных целей, с различными исходными данными, и получил две далекие друг от друга цифры. Оценка, произведенная «Гориславцев и Ко Оценка», была сделана для нас, горняков, чтобы задешево выкупить наши доли, вторая оценка - для состоятельных господ, чтобы торговать на Лондонской бирже. Разница - более чем в три раза!» - писали бывшие акционеры в открытом письме супруге Алишера Усманова Ирине Винер.
Первая оценка была произведена по остаточной стоимости производственных активов в 1,12% пакете акций. Вторая оценка произведена по заказу «Металлоинвеста» всемирно известными кредитными учреждениями Merrill Lynch, Credit Suisse, Deutsche Bank и Renaissance Capital по уже объективным отчетным данным, с учетом реальной прибыли ОАО «Лебединский ГОК». Целью второй оценки предприятия было создание максимально привлекательного для инвесторов имиджа компании перед выходом Металлоинвеста на IPO (для предложения 25% акций на Лондонской бирже), поясняют собеседники.
«Официальная отчетность нашего предприятия, взятая оценщиком за основу для анализа капитализации предприятия, имеет множество ошибок и не отражает реальной доходности ввиду того, что концентрация прибыли происходила не на предприятии, как то утверждали официальные представители компании, а на счетах офшорных компаний, принадлежащих гражданину Великобритании. Иными словами, при экспорте национального достояния – железорудной продукции ОАО Лебединский ГОК применялась схема трансфертного ценообразования (которая в свое время инкриминировалось Ходорковскому). Состав преступления ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов <…>)», - пишет бывший акционер Андрей Буркин в заявлении о преступлении на имя главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина.
Помимо требований привлечь «гражданина Великобритании» по ряду уголовных статей, провести юридическую оценку деятельности компании «Металлоинвест», автор письма к Бастрыкину просит признать «иностранным агентом» лицо, на чьих заграничных счетах незаконно концентрируется прибыль ОАО «Лебединский ГОК» при экспорте национальных ресурсов России.
В подкрепление своих слов авторы прикладывают к заявлению копии документов: счетов заграничных фирм, контрактов между посредником продавца и покупателем продукции, переписку и аналитику сотрудников фирм.
Почти 15 лет горняки пытались решить вопрос мирным путем - писали самому Алишеру Усманову (даже передавали конверты лично в руки охранникам - и те брали), жене Ирине Винер, в надзорные и контролирующие органы, обращались в Арбитражный суд...
«От наших правоохранительных органов ответы футбольного содержания: Генеральная прокуратура направила в Белгородскую, Белгородская прокуратура направила в отдел по борьбе с экономическими преступлениями уже потеряв при передаче все документы, по старой и злой традиции. В телефонном разговоре майор, начальник отдела сетовал: «Где я, и где Усманов!? Вышлите нам, пожалуйста, копии документов». Высылали! И не раз! Приходили только отписки. Компании Усманова в целом на все наши заявления отвечают одним тезисом – «Идите в суд!», - рассказывают собеседники.
Одним словом, защитников в России за эти годы у «маленьких акционеров» так и не нашлось, ни одного положительного решения в пользу миноритариев вынесено не было.
Тогда они решились на следующий шаг – передали объемную документацию о финансовых операциях ЛГОК в государственную антикоррупционную инстанцию Лондона – по предполагаемому месту регистрации Усманова и (или) его юрлиц.
«В наше распоряжение попал пакет документов, сформированных на территории английского права», - рассказывают бывшие акционеры, намекая как бы на утечку документов от бывших сотрудников структур Усманова в Великобритании.
В отличие от российских уполномоченных структур, «зарубежные товарищи», по словам заявителей, быстро и охотно отыскали в проведенных сделках признаки действий, попадающие под определение т.н. fraud – мошенничества и посоветовали перевести пакет документов на английский, нотариально заверить и напр ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||