Как суд над кемеровским блогерам скрыли от СМИ из-за чекиста и ветерана МВД
Прокурор зачитал обвинение кемеровским блогерам из «Не будь инертным» Максиму Лаврентьеву, Сергею Каменскому и Анатолию Садовину. Суд формально не сделал процесс закрытым, но не пустил журналистов из-за жалоб потерпевших, которыми стали сотрудник ФСБ и ветеран МВД, а обычных слушателей — под предлогом коронавируса. Хотя в этом же здании открыто проходит крупный процесс о взятке за ввод «Зимней вишни», в которой погибли 60 человек.
В Центральном районном суде Кемерова прошло первое заседание суда по делу блогеров. Но в итоге приставы не пустили журналистов Тайги.инфо и местного сайта VSE42.RU на начало процесса. Они также утверждали, что корреспондент редакции якобы не имел права фотографировать вывеску суда снаружи.
Редакция специально предварительно отправила в Центральный районный суд Кемерова ходатайство о фотосъемке. По телефону помощница председателя суда Александра Вялова и секретарь судьи, которая ведет дело, Елены Лапиной подтвердили, что запрос получен, и что в суде нет запрета на посещение под предлогом ковида. Но уже на входе в суд сотрудников СМИ не пустили через турникет, потому что их не было в каком-то списке. Позже адвокаты подсудимых сообщили Тайге.инфо через мессенджер, что судья решила не допускать журналистов.
«Мирсаиту Зарыпову и Дмитрию Кислову, которые, по версии следствия, являются потерпевшими, накануне заседания стало известно, что в суд поступили заявления от СМИ, - рассказала адвокат Сергея Каменского Мария Лучшева. — Потерпевшие высказали возражения: по их словам, при рассмотрении уголовного дела могут быть переданы сведения об их личной жизни. Что такое „личная жизнь“? Где проживают, с кем проживают, в каких отношениях состоят. В обвинительном заключении не содержится таких данных. Сегодня у нас фактически созданы условия закрытого судебного разбирательства. Названо открытым, но оно закрыто».
Каким образом связанным с правоохранительными органами Зарыпову и Кислову стало известно о ходатайствах СМИ перед судом на фотосъемку уточнить не удалось. Более того, из карточки дела следует, что заседание суда 15 октября было отложено именно из-за «неявки потерпевшего».
Как рассказала защита, судья Елена Лапина согласилась с доводами потерпевших и объявила, что на все судебные заседания по этому делу не допускаются не только журналисты, но и слушатели. Но последним, по ее мнению, нельзя находиться в зале из-за эпидемии коронавируса.
«Недавно в этом же суде оглашалось обвинение по „Зимней вишне“. На заседание пол-Кемерова пришло. Допускались и журналисты, и слушатели, — напомнила адвокат Лаврентьева Мария Янкина. — Но наш процесс почему-то особенный. Судья сказала, что решение о недопуске обжалованию не подлежит. Я рассматриваю такое решение Лапиной как серьезное нарушение. Есть постановление пленума Верховного суда о гласности уголовного судопроизводства, где сказано, что недопуск журналистов возможен только при закрытом заседании. Мы столкнулись с ситуацией, когда формально разбирательство объявлено открытым, но журналисты и слушатели не допускаются».
Блогер Максим Лаврентьев заявил о предвзятости судьи Лапиной и подал ходатайство о ее отводе. Она же его и отклонила.
В чем обвиняют блогеров
28 апреля 2020 года Лаврентьев, Каменский и Садовин готовили ролик о незаконно припаркованных автомобилях на проспекте Ленина. В том числе о машине пенсионера МВД Мирсаита Зарыпова. Лаврентьев вызвал ГИБДД, чтобы зафиксировать нарушение, а Зарыпов позвонил родственникам. Между приехавшей группой поддержки экс-силовика и блогерами произошел конфликт. Друзья и родственники Зарыпова пытались вырвать у них видеокамеры, а его жена ударила Лаврентьева по голове, рассказывали активисты. После этого Каменский и Лаврентьев применили газовые баллончики. Выехавший к месту происшествия экипаж ППС составил протоколы на Зарыпова, его супругу и сына, который наехал автомобилем на Каменского и имел при себе пистолет.
Второй эпизод обвинения связан со съемкой у здания кемеровского управления ФСБ под знаком «Парковка запрещена». К блогерам вышел сотрудник ФСБ Дмитрий Кислов, который не представился и был в штатском. Он подсечкой уронил Сергея Каменского на землю, вырвал у него экшн-камеру и начал убегать, рассказывали блогеры. Лаврентьев подумал, что это ограбление, и вместе с Каменским побежал за похитителем. Он, как признавали авторы ролика, применил газовый баллончик, но видимого вреда Кислову это не принесло. После длительной погони Кислов ударил ногой одного из авторов видео.
Лаврентьева, Каменского и Садовина обвинили в возбуждении ненависти в отношении сотрудников правоохранительных органов группой лиц (пункт «в» ч. 2 ст. 282 УК). Кроме того, Лаврентьева и Каменского — в хулиганстве с применением предметов в качестве оружия (ч. 2 ст. 213 УК) и причинении легкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 115 УК). Лаврентьеву также вменили применение насилия опасного для жизни сотрудника правоохранительных органов (ч. 2 ст. 318 УК). По этой статье ему грозит до 10 лет колонии.
Как прошло «закрытое» заседание
Как сообщила Янкина, на состоявшемся за закрытыми дверями заседании все трое подсудимых заявили, что не признают себя виновными.
«Несмотря на объем уголовного дела — 20 томов, несмотря на 60 допрошенных свидетелей, 20 экспертиз, несмотря на огромное количество изъятых электронных носителей — около 90 — несмотря на все это, создана лишь видимость сложного расследования, — считает адвокат. — Эти документы и эти свидетели — ни по отдельности, ни вместе взятые — не подтверждают виновность наших подзащитных».
Мария Янкина уверена, что не только материалы, предоставленные защитниками, но и материалы, собранные следствием, разваливают обвинение. Например, следствие приобщило к делу видео, изъятое во время обыска в квартире, где жил Лаврентьев.
«Видеозапись касается тех обстоятельств, когда, скажем так, осуществлялась погоня за Кисловым, который забрал, похитил камеру у Лаврентьева. Можно услышать разговор Лаврентьева с Каменским. „Кто это был, я не понял?“, — спрашивает Лаврентьев про Дмитрия Кислова», — рассказывает Мария Янкина.
По её словам, эта реплика Максима Лаврентьева свидетельствует: он действительно не знал, что вступил в конфликт с сотрудником ФСБ.
«Я являюсь действующим журналистом СМИ „РОСДЕРЖАВА“, а также веду видеоблог на канале „Не будь инертным“ в видеохостинге YouTube, — говорится в показания Лаврентьева (фотокопия имеется в распоряжении редакции). — Моя деятельность в качестве блогера направлена на то, чтобы выявлять нарушения закона, помогать людям, пострадавшим от таких нарушений… Так, например, я выявлял в продуктовых магазинах случаи торговли товарами с истекшим сроком годности; помогал детям-сиротам, или детям, оставшимся без попечения родителей, в судебном порядке получить жилье, гарантированное им государством; помогал знакомым избавиться от незаконного давления на них со стороны коллекторов, и так далее… В какой-то м ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
Раздел: Общество Как суд над кемеровским блогерам скрыли от СМИ из-за чекиста и ветерана МВД
Опубликовано: 2021-10-16 20:01:14Прокурор зачитал обвинение кемеровским блогерам из «Не будь инертным» Максиму Лаврентьеву, Сергею Каменскому и Анатолию Садовину. Суд формально не... Подробнее »