Человек дня: Петр Клейнмихель
30 ноября 1793 года родился Петр Клейнмихель, строитель Николаевской железной дороги, министр путей сообщения.Личное дело
Петр Андреевич Клейнмихель (1793—1869) родился в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Его прадед был высокорослым гренадером по прозвищу Малыш Михель (нем. Kleinmichel) и служил в армии саксонского короля, дед и отец проходили службу уже у российских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Отец Клейнимихеля и вовсе принял православие, дослужился до генерал-лейтенанта и был директором Второго кадетского корпуса.
При рождении Петр по обычаям того времени был зачислен в дворянский полк, до начала службы получил прекрасное домашнее образование. В 1808 году по настоянию отца 15-летний юноша поступил в лейб-гвардии Гренадерский полк, где находился под отцовским присмотром. К началу службы уже имел чин подпоручика.
В марте 1812 года 19-летний Клейнмихель перевелся в Преображенский полк и вскоре был назначен адъютантом к графу Аракчееву, более всего ценившему в подчиненных исполнительность и добросовестность. Этим и сумел отличиться Клейнмихель во время кампании против Наполеона в 1812—1814 годах. В 1814 году ненадолго стал флигель-адъютантом царя, тогда же — петербургским плац-майором (помощником коменданта), а в 1819 году был назначен начальником штаба военных поселений. По свидетельствам современников, Клейнмихель даже превосходил жестокостью своего легендарного наставника Аракчеева. «Аракчеева нет, но зубы его остались», — говорили о военачальнике.
Смерть Александра I и отставка Аракчеева никак не повлияли на карьеру Клейнмихеля. Новый император Николай I (Николай Павлович, прозванный в народе Николай Палкин) назначил его членом комитета для составления устава пехотной службы (1826) и главным управляющим департаментом военных поселений. После декабрьского пожара 1837 года в Зимнем дворце (тогда полностью выгорели второй и третий этажи здания) Николай I «собрал своих лучших архитекторов и просил их починить ему дом скорее». Они запросили на это минимум два года, генерал-адъютант Клейнмихель вызвался отремонтировать дворец за год и три месяца, к Пасхе 1839 года. После сдачи работ был возведен в графское достоинство и получил шуточное прозвище «Клейнмихель-дворецкий». В его честь также была выбита золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».
В феврале 1842 года стал членом комитета и строительной комиссии для устройства железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву, в том же году возглавил Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Ранее уже имел опыт руководства строительством: под руководством Клейнмихеля в военных поселениях прокладывались шоссейные дороги и возводились небольшие мосты. На посту начальника строительства железных дорог помимо первой в России Николаевской железнодорожной ветки завершил постройку постоянного моста через Неву и соорудил Николаевский цепной мост в Киеве.
К постройке железных дорог Клейнмихель не допускал частных компаний. Быстрота строительства стоила больших денег казне и многих человеческих жертв, что было причиной всеобщей ненависти к царскому управленцу.
После коронации Александра II Клейнмихель был обвинен в «злоупотреблениях по службе», императорская комиссия доказать злой умысел и личную корысть графа не смогла, однако Клейнмихель ушел со своего поста, оставшись лишь членом Государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.
Скончался в возрасте 75 лет от отека легких, похоронен на кладбище при Александро-Невской лавре Петербурга.
Чем знаменит
Главным делом Клейнмихеля было сооружение железной дороги между Петербургом и Москвой. До него считалось, что в России строить железные дороги невозможно из-за погодных условий и отсутствия специалистов. Лишь немногие инженеры стажировались за границей, где набирались опыта железнодорожного строительства. Большинство же российских архитекторов и чиновников имело весьма приблизительное представление о технологии постройки. Первая в России железная дорога способствовала развитию и экономическому подъему всего северо-западного региона страны. Она имела и военно-стратегическое значение.
О чем надо знать
Петр КлейнмихельВоенные поселения, которыми одно время руководил Клейнмихель, были организованы в 1810 году повелением Александра I. Чтобы снизить расходы на содержание огромной армии, 40 полков были переведены на режим самообеспечения, то есть совмещали военную службу с сельскохозяйственными работами. В 1817 году главным начальником этих поселений стал граф Аракчеев. Он ввел палочную дисциплину и жестко регламентировал жизнь солдат и военизированных крестьян. Сменивший графа в 1819 году Клейнмихель попытался улучшить жизнь поселенцев. Он организовал там хлебопекарни и магазины, ряд заводов — конные, лесопильные, а также школы и медпункты. Также отменил часть крестьянских недоимок и повинностей. Однадко стихийные бунты поселенцев продолжились. На местах, как и прежде, царили произвол и злоупотребления.Прямая речь:
По свидетельству одного из современников, главноуправляющий железными дорогами был «до крайности горяч, нетерпелив, необыкновенно энергичен, быстр в решениях и обладал характером твердым и независимым».
«В 1850 году, во время приезда государя в Москву на коронационный день, 22-го августа, император спросил Клейнмихеля за обеденным столом: «Когда же ты привезешь меня в Москву на железной дороге?» Клейнмихель ответил моментально: «На будущий год, на коронацию, ваше величество!» За столом был директор работ Мельников; но Клейнмихель не спросил у него в этот момент ничего, а после обеда позвал в кабинет и сказал: «Вы слышали мой ответ государю?» — «Слышал, — ответил Мельников, — но это немыслимо». — «Вы слышали, и это должно быть и будет!». Один из инженеров-строителей Николаевской железной дороги Валериан Панаев о сроках сдачи.
«Приехав ко мне на ночлег, Клейнмитхель тотчас позвал меня к себе и заставил объяснить ему: надеюсь ли я окончить работу к сроку и какие мне нужны средства? Я объяснил ему, что наличные рабочие силы совершенно недостаточны, что досок, тачек, польских лопат и разного другого инструмента слишком мало, что может пройти месяц или более, прежде нежели подрядчик укомплектует все до нужного размера и что остается единственное средство — обязать подрядчика обратиться к местным жителям, хотя и не землекопам, но которые, вместо лопат, могут вооружиться, для рытья земли, сошниками /режущая часть сохи/, надетыми на толстые палки, а вырытую землю выносить в рогожах, мешках и в чем ни попало… Действительно, мы так и распорядились. Едва крестьяне засеяли яровое поле, мы кликнули, как г ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||