Человек дня: Михаил Кошкин
3 декабря 1898 года родился Михаил Кошкин, инженер-конструктор, создатель танка Т-34
Личное дело
Михаил Ильич Кошкин (1898–1940) родился в селе Брынчаги Ярославской губернии в бедной малоземельной семье. Вынужденный заниматься отхожими промыслами отец надорвал здоровье на лесозаготовках и скончался в 1905 году, оставив на попечение вдовы, которой пришлось пойти в батрачки, троих малолетних детей.
Окончив церковно-приходскую школу, Михаил с 1909 года работал на кондитерской фабрике в Москве. В феврале 1917-го был призван в армию, в конце года демобилизовался по ранению.
В 1918-м поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии, воевал под Царицыном, затем на Северном фронте. Переболев тифом и оправившись от него, был переброшен на Южный фронт.
С 1919 по 1920 годы занимался политработой; окончив в 1924 году Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, получил назначение в Вятку, где сначала заведовал кондитерской фабрикой. Некоторое время карьера Кошкина развивалась по партийной линии: он возглавлял агитационно-пропагандистский отдел райкома, заведовал Губсовпартшколой и агитационно-пропагандистским отделoм Губкома ВКП(б).
В 1929 году Кошкин был зачислен в Ленинградский машиностроительный институт. Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе. Окончил вуз в 1934 году и за 2,5 года работы в танковом КБ Ленинградского завода им. С.М. Кирова поднялся с должности рядового конструктора до заместителя начальника бюро. Именно здесь Кошкин и начал заниматься танками.
В декабре 1936 года он возглавил КБ танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где в тот момент сложилась сложная кадровая ситуация. Первый созданный здесь под руководством Кошкина проект танка БТ-9 был отклонен осенью 1937 года как несоответствующий требованиям задания. Для работ по новой машине под индексом БТ-20 было создано отдельное КБ, независимое от Кошкина. Под руководством адъюнкта Военной академии механизации и моторизации Адольфа Дика проект был подготовлен, но с полуторамесячным опозданием. Последовал анонимный донос на Дика, который по обвинению в срыве правительственного задания получил 20 лет лагерей. Однако именно ему принадлежали важные технические идеи установки на борт дополнительного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески, впоследствии реализованные в Т-34.
После реорганизации КБ его руководителем стал Кошкин, и в марте 1938 года проект танка был утвержден. Испытания прошли летом 1939 года в Харькове, и «крещение огнем» не заставило себя ждать: танк А-32 хорошо показал себя в боях на пересеченной местности во время Советско-финской войны 1939–1940 годов. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщена до 45 мм броня, установлена 76-миллиметровая пушка и другое вооружение.
Так на свет появился Т-34. Первые две машины были переданы на ходовые испытания в феврале 1940 года, а начале марта Кошкин отправился с ними из Харькова в Москву «своим ходом»; это позволило набрать половину пробега, необходимого для допуска машин к показу и испытаниям. Из соображений секретности закамуфлированные танки и тягачи сопровождения двигались вне дорог, нередко по пересеченной местности.
После демонстрации в Москве перед представителями правительства и испытаний в Подмосковье и на Карельском перешейке танк был рекомендован к немедленной постановке на производство.
Кошкин не дожил ни до триумфа детища своего КБ, ни до самой войны: конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на Первом городском кладбище.
Чем знаменит
Созданный в КБ Кошкина Т-34 стал самым массовым средним танком Второй мировой войны и одним из ее самых известных символов. Конструкторам удалось найти удачный баланс между всеми основными характеристиками танка. Машина абсолютно превосходила современные ей аналоги в маневренности и проходимости; относительно небольшая толщина брони компенсировалась рационально подобранными углами ее наклона, что делало танк сложной мишенью для вражеской артиллерии. Первоначально устанавливаемая на танк пушка калибра 76 мм ближе к концу войны была заменена 85-миллиметровой (модификация Т-34-85), что увеличило огневую мощь танка. Эта модификация до сих пор стоит на вооружении ряда стран. Всего было произведено более 84 тысяч танков Т-34.
О чем надо знать
Михаил КошкинТ-34 был не единственным детищем Кошкина. Свой первый орден – Красной Звезды – конструктор получил за участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111), работая еще в Ленинграде. Здесь же он участвовал в создании танка Т-29.Первоначальное задание Народного комиссариата обороны состояло в разработке колесно-гусеничного танка. На совещании НКО в Москве Кошкину удалось добиться разрешения изготовить и испытать два новых танка – колесно-гусеничный А-20 и чисто гусеничный А-32. Руководство страны до последнего момента не было уверено в том, каким движителем должна быть оснащена новая машина, и оценивавшая их комиссия, отметив в заключении, что по прочности и надежности оба танка «выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», отдать предпочтение одному из них она не смогла. Точки над i расставила только война с Финляндией.
Прямая речь
О конструкции Т-34 (который нередко ремонтировался прямо на поле боя): «Сложное – и дурак придумает».
Главный инженер Уралвагонзавода Алексей Забайкин о Михаиле Кошкине: «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая ее надежность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив».
Уинстон Черчилль о главном оружии Второй мировой: «Английская линейная пушка, немецкий самолет Мессершмитт и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк».
Хайнц Гудериан о Т-34, начало октября 1941-го: «Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими свое преимущество».
Хайнц Гудериан о Т-34, конец октября 1941-го: «Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привел с ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||